Виды и формы повышения квалификации

Содержание:

  1. Что такое повышение квалификации
  2. Виды повышения квалификации
  3. Формы повышения квалификации
  4. Методы повышения квалификации
  5. Законодательство в отношении повышения квалификации
  6. Где можно пройти курсы повышения квалификации

Медработники обязаны проходить обучение на курсах повышения квалификации. Однако не все из них четко понимают, зачем нужно непрерывное медицинское образование и в каком формате оно может получаться. Подробно расскажем о целях повышения квалификации, формате и продолжительности курсов. Мы дадим советы по выбору организации для прохождения обучающих тренингов.

Что такое повышение квалификации

Дополнительное обучение российских медиков осуществляется по системе непрерывного медобразования (НМО). Каждый медработник на всем протяжении профдеятельности обязан проходить повышение квалификации. Суть этой формы дополнительного образования заключается в освоении теоретических материалов и совершенствовании практических навыков для оказания качественной медпомощи населению.

Повышение квалификации кардинально отличается от курсов переподготовки. В первом случае курсы нацелены на совершенствование компетентности медработника по своему профилю, во втором – на обучение с нуля для получения новой специальности.

«Академия профессиональных стандартов» проводит дистанционное обучение по 105 медицинским специальностям. Квалификационные тренинги могут пройти специалисты с немедицинским образованием, например психологи и фармацевты. Дополнительно мы организуем стажировки в ведущих отечественных и западных медцентрах.

Виды повышения квалификации

Медобразование работающих медиков в рамках повышения квалификации делится на три группы:

  1. Формальное. Это программы с четко продуманными планом и структурой. В конце курса слушатель подтверждает усвоение материала: сдает зачет/экзамен, защищает реферат. За обучение в таком формате начисляются баллы НМО, которые нужны для прохождения периодической аккредитации.
  2. Неформальное. Представляет собой лишь частично спланированный образовательный процесс по повышению квалификации. Пример неформального обучения – конференция. Медработник слушает выступления ведущих специалистов и сам может подготовить доклад. При этом у него есть возможность пообщаться с коллегами и обменяться практическим опытом работы.
  3. Информальное. Подразумевает самообразование для профессионального развития. Медик сам занимается организацией и планированием обучения. Например, он может самостоятельно прослушать лекции или прочесть специализированную литературу. При этом не нужно сдавать зачет по усвоенному материалу.

Исследования на базе ведущих методических центров показали, что лучший результат достигается при сочетании формализованного, неформального повышения квалификации и самообразования. Такой подход поддерживает и программа непрерывного медобразования. Для периодической аккредитации нудно освоить 144 академчаса, 72 из которых можно переложить на неформальные тренинги и самообразование.

В зависимости от продолжительности обучающего курса выделяют три варианта повышения квалификации:

  • краткосрочные программы – обучение занимает до 72 академчасов. Ограниченное время не позволяет глубоко вникнуть в тему. Однако такого тренинга достаточно, чтобы решить поставленную задачу. По окончании обучения проводится проверка знаний в виде сдачи реферата. Затем медработнику выдают свидетельство, подтверждающее посещение образовательной программы;
  • долгосрочные тренинги – стандартные программы повышения квалификации на 72–206 часов и более. Они рассчитаны на углубленную профильную подготовку специалистов, переподготовку. После сдачи зачета медработник получает удостоверение гособразца.
  • тематическое образование – направлено на доскональное изучение узкой тематики и актуальных вопросов в конкретном направлении медицины. Примером такого вида обучения являются семинары. Медику выдается документ о прослушанном курсе с указанием узкопрофильной темы.

Выбор вида повышения квалификации зависит от цели дополнительного образования, темы и объема программы. Так, для ознакомления с новыми СанПиН достаточно одного-двух занятий. Для обучения работе с новым оборудованием потребуется больше времени. Чтобы полностью охватить нововведения по своей специальности, нужно записаться на квалификационную программу с нагрузкой от 144 академчасов.

Формы повышения квалификации

В зависимости от способа получения новой информации повышение квалификации проходит в трех формах:

  • очная. Занятия по повышению квалификации проходят в режиме реального времени и требуют отрыва от непосредственной профдеятельности. Это не очень удобно. Во-первых, работодатель должен найти замену временно отсутствующему сотруднику. Во-вторых, очное обучение часто связано с командировкой в другой город;
  • очно-заочная. Теоретические основы обычно преподносятся в формате записанных видеолекций и медицинской литературы. Отработка практических навыков проводится в крупных клиниках, имеющих разрешение на осуществление образовательной деятельности в рамках повышения квалификации;
  • дистанционная. Обучение проходит с помощью компьютерных технологий, практические навыки отрабатываются в симуляционном центре. Для этого не нужно отвлекаться от производственной деятельности.

На фоне тотальной нехватки медработников и эпидобстановки в стране дистанционный формат повышения квалификации кажется наиболее целесообразным и для медработников, и для медучреждений. Медику не нужно на время оставлять собственную семью, тратить силы на поиск жилья в другом городе и планировать расходы на питание. Работодатель не теряет, пусть даже на некоторое время, ценного сотрудника. К тому же дистанционные курсы суммарно стоят дешевле, чем командировка с оплатой дороги, гостиницы и собственно обучения.

Методы повышения квалификации

В рамках одной медорганизациии медицинские знания можно передать следующими способами:

  • инструктаж – проводится с новыми сотрудниками или для ознакомления с нововведениями, которые касаются нормативно-правовой базы или новых условий работы;
  • наставничество – молодой работник прикрепляется к опытному специалисту, который на практике передает свои знания, на стажировке тьютор (наставник) может попросить продемонстрировать полученные навыки;
  • коучинг – повышение квалификации обычно проводится с группой учащихся под руководством тренера;
  • ротация – медработника временно переводят в другое отделение, чтобы уловить специфику работы в изменившихся условиях;
  • сторителлинг – медперсонал знакомят с историей работы учреждения, акцентируя внимание на использованных методах оптимизации рабочего процесса и достигнутых результатах.

Для повышения квалификации работников ЛПУ часто используется инструктаж, наставничество и ротация. Однако и другие методы дополнительного образования дают определенные плюсы. Так, занятия с коучем (обычно это приглашенный эксперт) не только дают необходимые знания, но и учат грамотному взаимодействию в коллективе.

Внешнее повышение квалификации (вне ЛПУ) проводится следующими методами:

  • лекции – слушатели не имеют возможности обсудить материал с преподавателем;
  • конференции, семинары, симпозиумы – медработники могут задавать эксперту волнующие вопросы и общаться с коллегами, развивая при этом коммуникативные навыки;
  • тренинги – обучение по специальной программе заканчивается проверкой усвоенных знаний;
  • интерактивные модули – вариант самостоятельного повышения квалификации по собранной в рамках программы литературе и видеоматериалам;
  • баскет-метод и кейс-стади – разбор рабочих и симулированных ситуаций помогает развивать аналитические способности и коммуникативные навыки руководящего состава ЛПУ.

Законодательство в отношении повышения квалификации

Порядок и периодичность повышения квалификации врачей/медсестер регламентируют следующие законы:

  • закон № 323-ФЗ – обязывает сотрудников системы здравоохранения совершенствовать познания в медицине и практические навыки в рамках охраны здоровья населения;
  • закон Минздрава об аккредитации медиков – обязывает медиков проходить обучение по повышению квалификации раз в пять лет, с 1.01.2023 вступает в силу закон № 709н с новыми правилами аккредитации;
  • статья 196 Трудового кодекса – наделяет руководителей ЛПУ правом направлять сотрудников на обучение в рамках повышения квалификации, если это необходимо для выполнения их должностных обязанностей.

Повышение квалификации нужно не только для сдачи аккредитации и получения допуска к работе, но и в случаях, когда работодатель видит в этом необходимость. Например, руководитель медорганизации может направить сотрудника на обучение при закупке нового медоборудования.

Где можно пройти курсы повышения квалификации

Обучающие курсы проводят некоммерческие центры с государственным сертификатом. Этот документ подтверждает право вести образовательную деятельность в рамках непрерывного медобразования. Зачетные единицы для периодической аккредитации начисляются только за обучение в сертифицированных организациях. Их тренинги занесены в список на портале НМО. Проверьте, чтобы выдаваемые документы о дополнительном образовании соответствовали гособразцам. При выборе образовательного центра советуем прочитать отзывы медиков, которые уже проходили повышение квалификации в выбранном центре.

«Академия профессиональных стандартов» предлагает дистанционно пройти краткосрочное обучение или освоить полноценную программу повышения квалификации. Наш центр зарегистрирован в системе НМО, за курсы гарантированно начисляются ЗЕТ. Онлайн-занятия проводят опытные специалисты. Личный куратор поможет составить индивидуальный график обучения и грамотно сформировать отчет о профдеятельности для периодической аккредитации.