Лицензирование медицинской деятельности проводят для допуска к работе в сфере здравоохранения. Эту процедуру должны пройти все медучреждения, планирующие заниматься оказанием медпомощи пациентам. С 01.03.2022 были изменены редакции правовых актов, определяющих порядок лицензирования здравоохранительной деятельности.
Виды деятельности, для которых нужна медицинская лицензия
Согласно положению № 99-ФЗ от 04.05.2011, работа по оказанию помощи пациентам в Москве и других регионах должна осуществляться с разрешения государства. Получить лицензию на медицинскую деятельность можно от региональных и федеральных органов власти после проверки медучреждения. Виды медпомощи, проверяемые на соответствие стандартам утвержденных нормативных актов:
- первичная медицинская и санитарная;
- работа с донорским материалом (кровь, ее компоненты, органы, ткани);
- специализированная (с использованием сложных технологий);
- медицинские осмотры, освидетельствования и экспертизы;
- медпомощь с применением высоких технологий;
- паллиативная (помощь пациентам с неизлечимой болезнью);
- санитарно-эпидемиологические мероприятия;
- пересадка тканей, органов;
- скорая и неотложная медпомощь;
- санитарно-курортная или амбулаторная терапия.
В приложении к постановлению Правительства № 852 от 01.06.2021 с изменениями от 16.02.2022 установлен список работ, относящихся к медицинской деятельности. В него входит более 120 видов услуг. Кроме того, условием к получению медицинской лицензии является соответствие нормам СЭС. Роспотребнадзор определяет основные гигиенические и противоэпидемиологические стандарты.
Требования законодательства к соискателям медицинской лицензии
Для получения лицензии на медицинскую деятельность необходимо соблюдать требования, установленные законодательством РФ. Предписания к оформлению разрешения от государства указаны в постановлении Правительства № 852 от 01.06.2021.
Условия для соискателей медицинской лицензии
Требование
|
Пояснение
|
Статус индивидуального предпринимателя или ЮЛ
|
ИП для получения лицензии понадобится образование, соответствующее профилю клиники, и стаж в этом направлении от 36 мес.
|
Аренда или приобретение помещений, подходящих для выполнения выбранного типа деятельности
|
Для лицензирования меддеятельности СанПиН 2.1.3.2630-10 включают нормы по оснащению кабинетов вентиляцией, канализацией, отоплением, освещением. В санитарных правилах также определены площади помещений, требования к их расположению, отделке. Важно, чтобы материалы покрытия стен, потолков, полов, а также мебели были устойчивыми к регулярной обработке дезинфицирующими и моющими средствами. Территория также должна соответствовать строительным нормам
|
Наличие в медучреждении необходимых медицинских изделий
|
Чтобы получить медицинскую лицензию, клиника должна быть обеспечена аппаратурой, приборами, инструментами, препаратами и другими изделиями, необходимыми для осуществления деятельности выбранного профиля. Они должны быть зарегистрированы на основании закона № 323-ФЗ от 21.11.2011
|
Заключение трудовых договоров с квалифицированными, аккредитованными работниками
|
Для оформления лицензии все сотрудники должны иметь документы об образовании. Помимо этого, у них должны быть свидетельства об аккредитовании и повышении квалификации. С каждым компетентным сотрудником заключают трудовой договор на основании приказа о приеме на работу. По окончании подбора персонала составляют штатное расписание и определяют структуру клиники. Они должны соответствовать требованиям закона № 323-ФЗ от 21.11.2011
|
Наличие сотрудников, обслуживающих оборудование
|
Перед лицензированием клиника нанимает сотрудника, имеющего необходимую квалификацию для ухода за аппаратурой. Можно также заключить договор на техническое обслуживание со сторонней организацией, если у нее есть лицензия на осуществление такой деятельности
|
Соблюдение этических норм, СанПиН и требований законодательства к осуществлению определенных видов деятельности
|
Для получения лицензии на медицинскую деятельность работники обязаны соблюдать условия закона № 4180-1 от 22.12.1992 при трансплантации. Проведение медико-социальной экспертизы должно соответствовать правовым актам № 181-ФЗ от 24.11.1995 и № 323-ФЗ от 21.11.2011. При обращении с донорским материалом нужно соблюдать условия закона № 125-ФЗ от 20.07.2012
|
Размещение информации в ЕГИСЗ
|
Чтобы сделать лицензию, нужно внести в Единую государственную систему здравоохранения данные о медучреждении и его сотрудниках на основании постановления № 555 от 05.05.2018
|
«Академия профессиональных стандартов» находится в Москве, но она поможет дистанционно или лично подготовить документы и провести процедуру лицензирования под ключ. Стоимость обговаривается с каждым партнером индивидуально.
Этапы лицензирования медицинского центра
В качестве первого этапа в получении разрешения для открытия частного или бюджетного медицинского центра необходимо оформление ИП или ЮЛ. Его юридический адрес должен совпадать с фактическим местонахождением клиники. На этой ступени требуется определить перечень услуг. Этапы лицензирования:
- Подбор помещений. Их количество, оснащение, площадь, расположение должны соответствовать СанПиН, СНиПам и законам РФ. Помещения приобретают в собственность или оформляют в аренду.
- Подбор и наем квалифицированного персонала. У сотрудников должны быть сертификаты и другие документы, подтверждающие компетентность. Врачебные дипломы дополняются свидетельствами об аккредитации и допобучении.
- Приобретение медицинских изделий. Вся аппаратура, инструменты, приборы должны соответствовать нормам и иметь соответствующие документы.
- Получение заключения Роспотребнадзора. Для этого необходимо подать в СЭС заявление с приложением необходимых документов.
- Подача документов в Росздравнадзор. Можно отправить их заказным письмом или передать лично.
Лицензия после проверки выдается в течение 45 дней. Перед получением необходимо оплатить госпошлину. При отказе соискателю направляют письмо с причинами, основанными на законодательстве РФ.
Документы, необходимые для лицензирования медицинской организации
Документы для получения лицензии подаются в санитарно-эпидемиологическую станцию. После выдачи заключения нужно отправить заявку в Росздравнадзор. Список необходимых документов:
- заявление, подписанное руководителем;
- устав или другие учредительные документы;
- копия документа о назначении руководителя организации;
- свидетельство ОГРН;
- выписка из ЕГРН;
- свидетельство ИНН;
- сообщение из Единого госреестра предприятий;
- свидетельство о регистрации или договор аренды на помещение;
- план здания от БТИ;
- трудовые договоры, документы об образовании, аккредитации и повышении квалификации сотрудников, а также подтверждение их стажа (три года – при СПО, пять лет – при ВПО);
- документы на медицинские изделия;
- заключение СЭС.
При подаче документов в Москве, Московской области к основному пакету необходимо приложить опись. При реорганизации ЮЛ лицензию переоформляют. Для этого необходимо предоставить действующее разрешение на медицинскую деятельность и заявление.
Ответственность за работу без медицинской лицензии
При осуществлении здравоохранительной работы без лицензии может наступить административная, уголовная ответственность. При предпринимательской деятельности без разрешения государства наказывают штрафом:
- ФЛ – 1,5–2,5 тыс. руб.;
- должностных лиц – 3–5 тыс. руб.;
- ЮЛ – 30–50 тыс. руб.
В штрафные санкции входит конфискация инструментов, сырья и продукции предпринимателя. Если меддеятельность осуществляется без разрешения Росздравнадзора, то должностные лица получают наказание в виде ограничения права на работу до трех лет и взыскание в размере 30–50 тыс. руб. Предпринимательство без официально оформленного статуса ЮЛ карается штрафом 30–40 тыс. руб. или остановкой деятельности на 90 суток.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляется для подтверждения соответствия медучреждения установленным нормам. Разрешение государства выдается только клиникам, имеющим необходимые медицинские изделия, квалифицированный персонал, соблюдающий стандарты оказания медицинской помощи.