Уровень квалификации, присваиваемый при обучении
Согласно федеральным законам и положениям об образовании, квалификация – теоретические знания и практические навыки, уровень компетентности в отношении выполнения определенных навыков, которые человек получает во время обучения в учебном учреждении для последующей работы по специальности. По действующим законодательным актам, программа образования, подготовленная в соответствии с требованиями министерства, обеспечивает получение квалификационного уровня учащимися, вне зависимости от специфики обучения.
Также о получении квалификационного уровня свидетельствую следующие законы:
- «Закон об образовании», ст.60, часть 7. Лица, которые успешно прошли подготовительную программу, государственную итоговую аттестацию, получают удостоверение о получении образования, уровне квалификации. Документация подтверждает, что специалист получил соответствующее профильное образование, квалификацию по направлению деятельности, специальности или профессии;
- «Закон об образовании» ст.11, часть 8 Минпросвещения (ранее – Минобразования и науки). Официальный действующий документ содержит ряд специальностей и профессий среднего профессионального образования, уровни квалификации по специальностям, которые присваиваются специалистам после окончания обучения. Также закон регламентирует порядок составления перечней профессий;
- перечень профессий, которые человек может получить при обучении в средних специальных учреждениях, в том числе и медицинских, подтвержден приказом №1199 от 2013 года Минобразования и науки РФ;
- Для лиц, прошедших обучение в средних специальных учреждениях, подтверждением профессионального готовности, уровня квалификации является диплом об образовании. Положение о присвоении уровня специализации регламентирует приказ №1199 Минобрнауки;
- Согласно с Законом №60, ч.8, документы, в которых указан уровень специального образования, специализации, дают право на осуществление определенной профессиональной деятельности. Специалист может занимать должность, для которой действующее законодательство определило уровень квалификации и образования.
По законодательству, специалист имеет право вступить в трудовые отношения с работодателем, если имеет необходимую специализацию, уровень обучения и документы, подтверждающие это. Исключения могут составлять федеральные законы, которые предусматривают другие требования к профессиональной готовности.
Требования к медицинской специальности медицинских работников
Действующее законодательство предусматривает иной порядок для медицинских специалистов. Согласно Федеральному закону №323 «Об охране здоровья граждан», занимать должность медицинского специалиста могут граждане РФ, прошедшие обучение на территории государства, получившие образование, которое отвечает требованиям федерального образования, имеющие подтвержденную аккредитацию специалиста.
По Закону об основах здравоохранения, ст.100, осуществлять медицинскую деятельность могут люди, имеющие среднее или высшее образование, отвечающее федеральным образовательным стандартам, получившие сертификат специалиста по окончании учебы. Это обусловлено тем, что получить аккредитацию работник может только поэтапно, имея определенный стаж и наработанный навыки. Положение действительно до 2026 года.
В соответствии с законодательством, под аккредитацией понимают процедуру, во время которой определяется соответствие конкретного лица, занимающего медицинскую или другую должность, основным требованиям к ведению деятельности. В случае с медицинской сферой, работнику, между этапами образования и устройства на работу, предстоит пройти промежуточный этап – сертификацию (аккредитацию).
Получить помощь в подготовке и прохождении первичной специализированной аккредитации для врачей и медицинских работников можно в нашей образовательной организации - просто оставьте заявку или позвоните нам.
При составлении документов на проверку, работник указывает специальность, по которой будет осуществляться деятельность – фармацевт, лаборант, медсестра. Также при составлении заявления на сертификацию, работнику нужно обратить внимание – аккредитация проводиться по положениям Минздравсоцразвития, которые регулируют деятельность действующих медработников, а не по приказам Минобрнауки, которым подчиняются образовательные учреждения.
Понятия «специальность» и «квалификация» могут использоваться в различных понятиях, из-за чего часто возникает путаница. По завершению образовательного учреждения, специалист получает уровень квалификации по образовательной специальности, но для приема на работу необходимо пройти аккредитацию медицинскому работнику согласно медицинской специальности.
Требования к квалификации медработников со средним специальным образованием
На законодательном уровне утверждены единые требования к уровню специализации медицинских работников, которые имеют среднее образование, независимо от выбранного направления профессии. Также требования действуют в отношении фармацевтов и людей, получивших фармацевтическое образование. Положения соотносят специальности образовательной сферы с номенклатурой медицинских специальностей. Например, чтоб осуществлять деятельность по профессии «Акушерское дело», необходимо иметь профильное образование или пройти профессионльную переподготовку врачей, имея специальность «Лечебное дело».
Независимо от профессии, требования к специализации содержат ряд основных требований:
- уровень профессионального образования. В раздел входят профессии из обобщенной группы «Здравоохранения и медицинских наук», который отвечает перечню в приказе Минобрнауки;
- дополнительное обучение по профессии;
- занимаемые должности.
В качестве дополнительного обучения для людей, имеющих профессию в области медицины, подразумевается:
- 1.Получение дополнительного образования в медицинской сфере для людей, имеющих среднее оконченное специальное обучение. Дополнительную специальность можно получить, пройдя программу переподготовки. Это позволит работнику переквалифицироваться, занять другую должность без повторного обучения в высших учреждениях. Работнику стоит обратить внимание, что некоторые профессии являются исключением – их можно получить только после повторного переобучения в ВУЗе. Например, для специальности «Лечебное дело» работнику придется вновь поступить в среднее специальное образовательное учреждение по профилю.
- 2. Повышение уровня квалификации не реже, чем раз в пять лет с момента получения должности. Первое повышение проводиться спустя пять лет после того, как за сотрудником закрепляют должность, далее – по графику. Необходимость обусловлена тем, что документация, подтверждающая специализацию или аккредитационный уровень действительна в течение пяти лет.
К занимаемым должностям относится перечень специальностей, которые работник может занимать исходя из профильного образования, уровня квалификации, наличия дополнительных свидетельств о прохождении переобучения, курсов. Некоторые специальности позволяют занимать только одну должность – например, работники по профессии «Медицинская оптика» могут работать оптиками-оптометристами.
В других ситуациях люди, имеющие определенную профессию, могут занимать смежные должности. Например, обучение по сестринскому делу открывает следующие вакансии:
- палатная, процедурная, операционная медсестра;
- старшая медсестра;
- медсестра процедурного кабинета, перевязочной, участка;
- патронажная или сестра приемного отделения;
- медсестра, принимающая вызовы скорой помощи или входящая в состав выездной бригады.
Также медсестра может занимать основной пост в кабинете профилактики заболеваний, на фельдшерско-акушерском пункте или в здравпункте, если порядок учреждения это предусматривает.
Уровень компетентности специалиста и требования
Вне зависимости от умений работников, медицинские учреждения при приеме на работу выдвигают ряд условий к практическим навыкам и теоретическим знаниям будущего рабочего. Так как по трудовому законодательству квалификация – знания и умения, практический опыт и особенные навыки, то трудовое право открывает подобное понятие через стандарты профессии.
Стандарт – уровень практических навыков, знаний, специфических умений, которые требуются работнику для выполнения обязательств по профессии, определенной функции в коллективе медработников или на отдельной должности. Цель стандартов – не установить общие условия ко всем медработникам, а выработать новые нормативы для правовых актов. Для работодателей стандарты обязательны к применению, являются основным ориентиром при подборе сотрудников на вакантное место в коллективе.
Стандарты для медработников обусловлены приказом Минздрава от 2016 года, №83н. Условия к уровню знаний медицинского работника, прошедшего среднее специальное обучение, утверждены на законодательном уровне Министерством здравоохранения, стандарты приема на работу дублируют пункты актов.
Среди специальностей исключение составляют ряд профессий, для которых стандарты не разработаны, так как система находиться на стадии формирования. Например, должность «Медицинская сестра» не имеет четких стандартов, основные требования состоят из пунктов:
- среднее специальное образование по специальности «Сестринское дело»;
- или переподготовка по профессии для людей, имеющих оконченное образование по «Лечебному» или «Акушерскому делу»;
- наличие квалификационных уровней и документов, подтверждающих аккредитацию, если служащий работает в сфере медицины более пяти лет.
Если должность вакантна, и человек соответствует стандартам законодательного уровня, работодатель не имеет причин, чтоб не принять акушера или медбрата на работу.
Требования и характеристики должностей
Согласно разделу о занимаемых должностях, служащий с определенной профессией может занимать вакансию, предусмотренную перечнем в законе №83н от 2016 года. Также перечень занимаемых вакансий утвержден номенклатурой для фармацевтических, медспециалистов, утвержденной приказом №1183н Министерства здравоохранения от 2012 года.
Подробнее о характеристиках квалификационного уровня вакансий для медицинских работников можно узнать из приказа №541н Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказ министерства входит в Единый справочник, обобщающий различные посты и специальности для любых профессий. Должности, приведенные в справочнике, имеют три основных раздела:
- обязанности на занимаемой должности;
- база знаний, перечень теоретических тем, которыми должен оперировать сотрудник;
- условия к компетентности, которые разняться в зависимости от профессии;
- стаж работы, который необходимо иметь при приеме.
Условия к сертификации изложены в пунктах, которым должно отвечать образование, подготовка специалиста. Раздел о профессиональной готовности сотрудников отвечает действующему законодательству, нормативным документам и актам.
Приказ №541 не устанавливает обобщенные требования к сотрудникам, независимо от занимаемой вакансии, а регулирует требования исходя из дополнительных нормативных актов и положений. Так, при приеме на работу работодатель будет руководствоваться не только данным приказом, но и рядом других нормативных документов, среди которых решающим будет Приказ №83н.
Кроме того, приказ №541н позволяет делать исключения, если сотрудник будет занимать должность, не имея изначально необходимой компетенции или соответствующего образования. В некоторых ситуациях, лица, которые не имеют достаточного стажа работы, практических навыков или теоретических знаний, без образования, необходимого для работы по вакансии, могут занять пост. Это возможно, если служащий качественно и в полной мере выполняет поставленные обязанности. В дальнейшем работодателю необходимо принять меры для повышения квалификации, переподготовки члена коллектива.
Среди документации, которые определяют требования к квалификационным уровням отдельных должностей, выделяют основные:
- профессиональные стандарты;
- справочные комплексы по компетенции.
Нормативы равноправно применяются работодателями при приеме новых сотрудников в коллектив, но есть исключение – большинство руководствуется именно стандартами, создавая комплексные положения или инструменты, которые соотносят пункты справочников со стандартами.
Если в дальнейшем медицинские учреждения будут руководствоваться профстандартами, влияние справочных систем сойдет на нет, несмотря на то, что справочные утверждены действующим законодательством. Нюанс – система стандартизации находиться на стадии разработки, стандарты разработаны для ограниченного перечня специальностей, в том числе и медицинских, поэтому руководителям необходимо руководствоваться существующими нормативными документами.
Для работников, имеющих среднее специальное образование, требования к уровню квалификации основываются на приказе Министерства образования №83н от 2016 года. Профтсандарты же дублируют требования перечней, применяются к определенному ряду должностей или выполняемых работниками функций.
Лицензия и квалификация
Требования, которые устанавливаются к уровню образования, квалификации медицинских работников, фармацевтов, имеющих среднее специальное образование, обязательны к исполнению из-за действующего лицензионного законодательства. Правительство Российской Федерации утвердило лицензирование деятельности для сотрудников медицинской сферы.
Согласно постановлению №291, работники, которые заключают трудовой договор с лицензированным работодателем, должны иметь среднее, среднее специальное, высшее, дополнительное образование, обучение после ВУЗа. Также сотрудник может иметь к основному обучение дополнительное медицинское образование, если другое не предусмотрено нормативными положениями. Работник обязан предъявить работодателю сертификат об оконченном обучении, справки об окончании курсов и прочее.
В нормативных актах нет прямого упоминания о требованиях к квалификации профессионального обучения, которое необходимо для выполнения должностных обязательств. Несмотря на это, работодатели руководствуются именно специализационными условностями к профессии.
В некоторых пунктах положения лицензионного законодательства, содержащее требования к уровню квалификации, не отвечает нормативному положению Министерства здравоохранения. Лицензия подразумевает получение работником сертификата специалиста по выбранному профилю медицинской сферы, в то время как на практике сотрудники приступают к работе после получения аккредитации после окончания учебного учреждения.
Данная неточность объясняется письмом Минздрава №16-5/10/2-7567, где указано, что сотрудник может занимать должность, имея аккредитацию или сертификат медицинского специалиста, но работодателю необходимо указывать имеющийся документ во время лицензионного контроля или учитывать отличия между кандидатами при конкурсном приеме на работу.
Медицинские организации, как частные, так и государственные, обязаны следовать основным положениям законодательства, требованиям лицензии. Несоблюдение установленных нормативных положений расценивается как грубое нарушение, что повлечет ответственность, которая также определена законодательством Российской Федерации. Последствия зависят от тяжести проступка, наличия дополнительных факторов.
К примеру, согласно законодательству, для предпринимателей, которые осуществляют деятельность не соответствующую требованиям действующей лицензии, предусмотрено административное наказание – должностные лица, являющиеся руководителями или управляющими, владельцами организации, должны уплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей. Для юридических лиц, действия которых не отвечают лицензии, государство предусматривает штраф в размере от 100000 до 200000 рублей. В некоторых ситуациях юридическое лицо может получить наказание не в виде штрафа, а в качестве приостановления деятельности или какой либо другой работы на срок до девяноста дней.