Оказание первой медицинской помощи посетителям аптеки

Содержание:

  1. Различия медицинской и первой помощи
  2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь
  3. Алгоритм оказания первой помощи
  4. Использование лекарств при оказании первой помощи
  5. Ответственность сотрудников аптеки

В аптеку нередко приходят люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неврологическими расстройствами, а также другими опасными патологиями. Инфаркт или приступ эпилепсии у таких посетителей может случиться неожиданно, поэтому фармацевты должны знать правила оказания первой медицинской помощи в аптеке.

Различия медицинской и первой помощи

Медицинская помощь предполагает проведение комплекса мероприятий с целью поддержания здоровья, восстановления функций организма. По закону такую помощь имеют право оказывать только квалифицированные специалисты, у которых есть разрешение на осуществление медицинской деятельности. Цель медпомощи – вылечить больного или как минимум довести его состояние до стойкой ремиссии.

Первая помощь подразумевает комплекс действий, выполняемых до прибытия медицинского работника. Согласно закону, такую помощь обязаны оказывать лица, имеющие медицинскую подготовку: военнослужащие, сотрудники спасательных служб, таможенники, приставы, водители транспортных средств, работники органов внутренних дел, фармацевты, пожарные. Задача первой помощи – сохранить жизнь человеку до прибытия квалифицированных специалистов, облегчить его боль, предупредить риски осложнений.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь

Согласно ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.11, первую помощь следует оказывать, если у человека наблюдается:

  • утрата сознания;
  • отсутствие кровообращения и дыхания;
  • любое кровотечение;
  • попадание посторонних предметов в органы дыхания;
  • травмы;
  • ожоги;
  • обморожение;
  • интоксикация.

Алгоритм оказания первой помощи

Если посетителю аптеки стало плохо, фармацевт должен немедленно отреагировать, осмотреть пострадавшего и как можно скорее вызвать медицинских специалистов. При выполнении действий по спасению необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Уложить больного на бок, запрокинуть его голову, выдвинуть нижнюю челюсть.
  2. Проверить состояние пострадавшего на признаки жизни: есть ли пульс, сознание, дыхание, реакция зрачков на свет.
  3. Немедленно вызвать бригаду специалистов по номеру 112 с мобильного или стационарного телефона.

Если пострадавший не дышит, следует провести сердечно-легочную реанимацию, включающую:

  • ритмичные нажатия на грудину;
  • искусственное дыхание рот в рот или рот к носу.

В случае травм с кровотечениями необходимо выполнить следующие манипуляции:

  1. Осмотреть поврежденный участок тела.
  2. Пережать артерию пальцами.
  3. Наложить жгутовую повязку.
  4. Согнуть сустав, если кровь течет из ноги или руки.
  5. Наложить давящую повязку.

Использование лекарств при оказании первой помощи

Оказание первой помощи в аптеках по закону не предусматривает использование медикаментов, так как это может быть опасно для здоровья пострадавшего. В то же время в письме Минздрава от 5 октября 2018 г. № 14-3/2095930 есть примечание о том, что при оказании помощи допустимо применение лекарственного средства, если оно было назначено врачом для личного пользования заблаговременно. Иными словами, речь идет о такой ситуации, когда человеку, забывшему вовремя принять лекарство, стало плохо.

Естественно, в этом случае задача провизора – уточнить у посетителя диагноз, выяснить, какие препараты были ему назначены и как можно скорее их предложить. При этом необходимо дать именно то лекарственное средство, которое человек уже принимает, – применение аналогов с похожим составом недопустимо. Это связано с тем, что в критической ситуации организм больного может негативно среагировать на те или иные компоненты препарата, вследствие чего возникнет риск аллергии. В самом безобидном случае аналог просто не даст нужного эффекта, и драгоценное время будет потеряно. При худшем сценарии у человека разовьется анафилактический шок, что потребует проведения реанимационных мероприятий.

Однако у посетителя может проявиться ранее не выявленное заболевание, которое не связано с хроническим недугом. Прием привычного лекарства в этой ситуации не гарантирует улучшения, а, наоборот, может вызвать побочные эффекты вплоть до летального исхода.

Ответственность сотрудников аптеки

Фармацевт должен действовать максимально осторожно, ведь в случае летального исхода он может понести уголовную ответственность. Если пострадавший после оказанной помощи остался в живых, но получил неблагоприятные последствия в виде ухудшения здоровья, он всё равно имеет право подать в суд и получить удовлетворение своего иска в полном объеме.

Однако бывают ситуации, когда риск обоснован. УК РФ предусматривает такие случаи (ст. 41) при условии, что у фармацевта не было других возможностей для сохранения жизни человеку. Например, провизор может дать таблетки от повышенного давления, не прописанные ранее врачом, человеку в состоянии гипертонического криза, если приезда скорой помощи ждать не менее 30 минут.

Алгоритм оказания первой помощи фармацевтом посетителю аптеки предполагает, что фармацевт обязательно поинтересуется, были ли у пострадавшего ранее подобные приступы, наблюдался ли он у врача. Каждый случай индивидуален, и фармацевту приходится принимать сложные решения, оценивая меру своей ответственности и возможные риски.

«Академия профессиональных стандартов» предлагает медицинским работникам освоить программы курсов повышения квалификации. В рамках занятий наши преподаватели освещают вопросы оказания первой медицинской помощи в аптеке. Обучение проводится с использованием дистанционных технологий, поэтому у фармацевтов нет необходимости прерывать основную деятельность.