Содержание:
- Возможности карьерного роста медицинских работников в России
- Способы повышения профессионального мастерства
- Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?
- Переобучение в медицине
- Преимущества обучения в «Академии профессиональных стандартов»
Профессия медицинский работник важна для социума. Однако сотрудники ЛПУ нередко испытывают проблемы при построении карьеры в медицине. Зачастую они рассматривают лишь один из множества аспектов – повышение в должности. На самом же деле у медиков больше возможностей профессионального развития. Подробно рассмотрим траектории карьерного роста и отметим способы их реализации.
Возможности карьерного роста медицинских работников в России
Каждый выпускник медвуза/колледжа мечтает однажды занять руководящую должность, а потому все силы отдает работе на одной должности. Такую траекторию карьерного роста называют «Один стул в одном ЛПУ». Однако не все специалисты с высшим образованием могут стать главврачами, и далеко не каждая медсестра становится главной в отделении. Для этого нужно развивать личностный потенциал (лидерские и организационные качества, навыки общения) и поддерживать постоянный профессиональный рост. Российское законодательство предусматривает обязательное прохождение периодической аккредитации и добровольное повышение категории медицинских работников. Но в ЛПУ может не оказаться вакансии на руководящую должность. Тогда медик может воспользоваться другими моделями карьерных траекторий:
- «Два стула в одном ЛПУ» – медик стремится удовлетворить свою потребность в профессиональной реализации с помощью совместительства или занятия двух должностей (совмещения) у одного работодателя.
- «От двух стульев в разных медорганизациях» – медработник трудится сразу в нескольких ЛПУ.
Выбор траектории профессионального развития зависит от квалификационных, социальных, демографических и психологических факторов. Врачи-женщины предпочитают трудиться в одном учреждении на одну ставку или по совместительству. Две трети медиков мужского пола одновременно работают в нескольких ЛПУ.
С возрастом карьерная траектория может меняться. Молодые специалисты предпочитают работать «на двух стульях». В основном это обусловлено следующими факторами:
- небольшой заработок на одной ставке. Освоивший профессию медицинский работник до 30 лет не может получить высшую категорию с существенной надбавкой к зарплате. Для этого врачу необходимо отработать в профессии минимум семь лет;
- молодые специалисты нередко меняют место работы в поисках оптимального варианта, а максимальная надбавка в размере 20 % оклада начисляется только при непрерывном стаже пять лет и более.
Более половины опытных медиков трудятся по совместительству, чтобы обеспечить семью. Возрастные специалисты сферы здравоохранения (от 50 лет) предпочитают реализовывать свои профессиональные амбиции только на одной должности. Такой выбор, как правило, обусловлен состоянием здоровья. Только 14 % из них оформляют совместительство в том же ЛПУ.
В выборе траектории карьеры медицинскими сестрами возрастной градации нет. Из-за небольшой заработной платы большинство из них работает на 1,5 ставки и обычно в одном медучреждении. Дело в том, что у среднего медперсонала меньше возможностей для карьерного продвижения, так как для этого часто требуется обучение в вузе и достаточный стаж. К тому же труд медсестер отличается высокой степенью загруженности.
Способы повышения профессионального мастерства
Кроме вертикального развития карьеры, медработники могут совершенствоваться в профессиональном плане. Исходя из теории Д. Сьюпера, в полной мере представляющей понятие «карьера», важнейший аспект развития медицинских работников – «Я – концепция». Фактически это самооценка работника как профессионала. Личная концепция зависит от выбранной профессии, карьерных достижений и уровня заработка. Рассмотрим варианты профессионального совершенствования.
Повышение профкатегории
Экзамен на профкатегорию дает право на надбавку к зарплате в размере 10–30 % оклада и отражает профессиональный уровень медика. Специалисты высшей квалификации поднимают престиж ЛПУ и привлекают клиентов. Это особенно важно для коммерческих центров. Для повышения категории медицинские работники должны иметь стаж работы в профессии, согласно Приказу Минздрава № 1083н.
Получение ученой степени
Доктор медицинских наук и профессор пользуется авторитетом среди коллег и пациентов. У него обширная клиентская база, выше заработная плата, больше шансов занять высокооплачиваемую должность. Это касается и карьеры медицинской сестры, окончившей бакалавриат. Согласно профстандарту специалиста по организации сестринской службы из Приказа Минздрава № 479н, через пять лет работы в профессии она может претендовать на должность старшей медсестры, а через десять лет – занять пост главной медсестры.
Освоение узкой специализации
Медработники узкого профиля считаются более ценными и, как правило, получают более высокую заработную плату. Дополнительная медицинская профессия расширяет возможности для совместительства. Самые высокие зарплаты у анестезиологов-реаниматологов, пластических хирургов, стоматологов-имплантологов, стоматологов-ортопедов и гинекологов. Специалистам с высшим образованием и медсестрам рекомендуем освоить востребованную профессию косметолога. Узкая специализация интереснее, благодаря ей можно максимально раскрыть свой профессиональный талант. Для работы в новой профессии необходимо пройти профпереподготовку и получить сертификат специалиста.
Дополнительные профобязанности
Чтобы добиться повышения, советуем проявлять инициативу и, помимо основных должностных обязанностей, соглашаться на предложенные руководством ответственные роли. Например, медсестра может стать лицом, ответственным за хранение лекарственных препаратов, а врач-диетолог получит надбавку к зарплате за анализ потребности медорганизации и контроль качества продуктов питания.
Участие в научно-исследовательской деятельности
Посещение симпозиумов, мастер-классов и конференций, написание статей для известных медицинских изданий, работа в исследовательских проектах – эти варианты активности позволяют налаживать связи с коллегами, повышают авторитет, утоляют профессиональное любопытство и обозначают перспективы карьеры в медицине. Всё это повышает самооценку медика, а разработанные авторские методики привлекают пациентов.
Педагогическая деятельность
Наставничество и работа педагогом в медвузе/колледже свидетельствует о признании профессионализма медика и дополняет удовлетворенность медицинского работника профессией.
Если карьерный рост медика ограничен особенностями ЛПУ, он может заняться поиском другого работодателя. Опытные специалисты стараются устроиться в частные медучреждения, так как здесь меньше рабочая нагрузка и выше заработная плата. Медработник, даже не имеющий опыта, может открыть собственный кабинет или клинику. Получить лицензию на ведение меддеятельности вам поможет «Академия профессиональных стандартов».
Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?
Каждый медработник обязан раз в пять лет проходить квалификационные тренинги для получения аккредитационного свидетельства. Этот документ – фактически допуск к работе. Условия прохождения аккредитации перечислены в Приказе Минздрава № 709н. Образовательная активность оценивается в баллах НМО, приравненных к учебной нагрузке. С 2023 года необходимо набрать 144 зачетные единицы. Минимум половину из них зарабатывают за освоение медицинских курсов повышения квалификации, а остальные набирают на неформальных вариантах обучения (интерактивных модулях, вебинарах и т. д.). Минздрав рекомендует равномерно распределять образовательную нагрузку на весь отчетный период.
После успешного обучения нужно составить портфолио и выслать его с пакетом документов в ФАЦ. Все действия по прохождению аккредитации: составление пятилетнего цикла профобучения, подача заявки и отображение результатов оценки квалификации – выполняются в личном кабинете на портале НМО. Данные медработника должны быть занесены в Федеральный регистр ФРМР. Этим занимается работодатель, предварительно зарегистрировав свое учреждение в регистре медорганизаций ФРМО. Руководство ЛПУ не вправе допускать медика без аккредитации к выполнению должностных обязанностей.
Образование и карьера в медицинской сфере тесно взаимосвязаны. Обучение в рамках периодической аккредитации и набор 144 баллов НМО – обязательная программа непрерывного образования медработников. Кроме этого, медик по собственной инициативе или по договоренности с работодателем может записаться на актуальные тренинги. Руководство ценит инициативных сотрудников, стремящихся к профессиональному совершенствованию. Такие работники повышают свою конкурентоспособность и имеют хорошие перспективы для карьерного роста.
Во многих медицинских учреждениях созданы отделы карьерного развития. Ответственные лица занимаются планированием дополнительного образования сотрудников ЛПУ, отвечают за своевременное прохождение ими периодической аккредитации и анализируют потребности в прохождении тренингов по актуальным темам. Работа ответственных лиц позволяет составить картину профессионального уровня работающих медиков, выявить особенно заинтересованных в совершенствовании медицинских знаний, росте в профессиональном плане.
Переобучение в медицине
Профпереподготовка – это возможность за три-четыре месяца получить новую медицинскую специальность. Такая потребность может возникнуть в следующих случаях:
- медработник сомневается в правильности выбора основной специальности;
- медорганизация закупила новое оборудование, и хирургу, к примеру, необходимо научиться работать с ангиографом;
- сотрудник решил получить другую специальность, чтобы одновременно работать на двух должностях (пример – терапевт и врач УЗ-диагностики);
- перерыв в стаже составил более пяти лет. Согласно приказу № 709н, медик обязан пройти переподготовку и сдать специализированную аккредитацию.
Профпереподготовка по другой специальности – отличная альтернатива второму высшему образованию. Медработник изучает только узкую дисциплину, дистанционный формат позволяет учиться без отрыва от работы. Переподготовка и повышение медицинских работников отражается на уровне заработка.
Преимущества обучения в «Академии профессиональных стандартов»
Наш образовательный центр – один из лучших в стране. Мы организуем все виды дополнительного медобразования: повышение квалификации медицинских работников (периодическая аккредитация) и профессиональную переподготовку. Мы также помогаем медикам подготовиться к сдаче первичной аккредитации и аттестации на категорию. «Академия» работает с 2016 года и обладает действующей лицензией Рособрнадзора. При обращении в «АПС» вас ожидают:
- образовательные программы по 105 медицинским специальностям;
- актуальные темы занятий, например биохакинг;
- опытные педагоги, большинство из которых ведет практическую меддеятельность и/или имеет научную степень;
- различные форматы занятий – полноценные квалификационные курсы, краткосрочные тренинги, вебинары, интерактивные модули для самостоятельного изучения и лучший симуляционный центр;
- дистанционный формат обучения, не требующий отрыва от производственной деятельности;
- личный куратор для каждого учащегося, который поможет составить план обучения в соответствии со специальностью и занимаемой должностью;
- гарантированное начисление балов НМО для периодической аккредитации;
- дипломы, свидетельства и сертификаты установленного образца;
- по индивидуальному требованию составление ускоренного плана обучения;
- практика в лучших клиниках России и зарубежья;
- приемлемые цены и скидки по заявкам работодателей на групповое обучение сотрудников.
Профессия медицинского работника подразумевает постоянное совершенствование знаний и практических навыков. Непрерывное образование поддерживает конкурентоспособность медика и расширяет перспективы карьерного роста. Мотивированные сотрудники, которые активно осваивают программы дополнительного обучения, более успешны в профессиональном плане и получают более высокую зарплату.