Фармацевтическое консультирование

Содержание:

  1. Концепция ответственного самолечения
  2. Роль фармацевта в концепции ответственного самолечения
  3. Фармацевтическое консультирование в нормативных документах
  4. Алгоритм фармацевтического консультирования

Фармацевт не просто продает лекарственные препараты. Зачастую его клиенты нуждаются в профессиональной помощи. В отличие от обычных продавцов провизор может подобрать лекарство в соответствии с названными симптомами, предоставить информацию о применении средств, противопоказаниях, побочных эффектах и других важных вопросах. При профилактике или лечении заболеваний в легкой форме позволяется ответственное самолечение и покупка безрецептурных лекарств без консультации врача.

Концепция ответственного самолечения

Фармацевтическое консультирование – это помощь в выборе препаратов, отпускаемых без рецепта, в соответствии с индивидуальными потребностями клиента.

Концепция ответственного самолечения заключается в обеспечении условий для развития у людей ответственного подхода к здоровью путем продвижения идей здорового образа жизни, правильного применения препаратов. Прием аптечных средств, отпускаемых без рецепта врача, должен выполняться после тщательного изучения инструкции. Пропаганда грамотного подхода к самолечению позволяет избегать осложнений, справляться с легкими болезнями без помощи врача.

Концепция ответственного самолечения состоит из таких важных принципов, как:

  1. Уместность. Самолечение применимо исключительно в таких случаях, как устранение определенных симптомов, легкая форма болезни, стабильно текущие хронические заболевания, профилактика.
  2. Ответственность. Самолечение предусматривает взятие пациентом полной ответственности за результат. Он должен тщательно изучить инструкцию к лекарственным препаратам, отслеживать симптомы и своевременно обращаться к врачу при ухудшении состояния.
  3. Информированность. Фармацевты и врачи должны предоставить максимально исчерпывающую информацию о лекарствах, отпускаемых без рецепта, и ответственности пациента. Это и есть фармацевтическое консультирование.
  4. Ограниченный промежуток времени. В среднем самолечение не должно длиться больше трех-семи дней.
  5. Адекватность. Ответственное самолечение недопустимо, если наблюдаются серьезные психические или психологические проблемы: аномальная сонливость, тревожность, депрессивное состояние, повышенная возбудимость. В таких ситуациях рекомендовано посетить врача.
  6. Отсутствие рисков. Самолечение не рекомендовано людям, которые входят в следующие группы риска: беременные и кормящие женщины, маленькие дети (особенно до года), люди старше 75 лет. Для таких пациентов при плохом самочувствии строго рекомендована помощь врача.

Пациент не имеет необходимых медицинских знаний, поэтому не всегда может объективно оценить свое состояние. По этой причине профессиональная подготовка фармацевта очень важна. Отсутствие грамотного фармацевтического консультирования приводит к серьезным ошибкам: недооценке опасности симптомов, неправильному подбору препаратов, несоблюдению правил приема лекарств, употреблению аптечных средств, которые нельзя совмещать друг с другом, сочетанию с недопустимыми продуктами. В связи с этим возникает комплекс различных проблем с самочувствием, неблагоприятным и затяжным течением болезни.

Концепция ответственного самолечения предполагает обязательную квалифицированную помощь в виде фармацевтического консультирования, переоценить важность которого невозможно.

Роль фармацевта в концепции ответственного самолечения

Фармацевт является первым звеном в цепочке оказания медицинской помощи. В концепции ответственного самолечения он играет более важную роль, чем врач. Именно к провизору зачастую обращаются люди, ощутившие недомогание. От грамотности специалиста зависит эффективность и продолжительность самолечения. Он помогает подобрать лекарство в соответствии с симптомами, предоставляет информацию о применении, побочных эффектах и противопоказаниях. В некоторых случаях он должен направить пациента к врачу, а иногда – вызвать скорую помощь: при нарушении сознания, координации движений, речи, кровотечении и кровохаркании, патологиях работы сердца (боль, ритм, выходящий за пределы нормы 50–120 ударов в минуту), одышке с холодным потом.

Во время фармацевтического консультирования провизор должен соблюдать такие правила:

  1. Давать доступные рекомендации. Пациент, не обладающий медицинскими знаниями, должен понять всю предлагаемую ему информацию.
  2. Просвещать. Многие пациенты отказываются от лечения из-за недостаточной информированности. Фармацевт должен способствовать повышению медицинской грамотности, что является важной частью ответственного самолечения.
  3. Бороться с заблуждениями пациента. Различные предубеждения о вреде отдельных лекарств, неразумное следование коммерческой рекламе, неправильно воспринятая информация негативно сказываются на процессе лечения. Необходимо выявлять заблуждения и развеивать их.
  4. Общаться с пациентом. В процессе разговора можно более подробно узнать о симптомах, проанализировать их и помочь принять правильное решение.
  5. Профессионально развиваться. Фармацевт должен постоянно повышать свой уровень грамотности и информированности. Для этого необходимо читать специальную литературу, посещать профессиональные мероприятия, изучать нормативные документы, проходить курсы повышения квалификации.

Грамотный фармацевт, обладающий глубокими медицинскими и фармакологическими знаниями, не заменит врача, но станет для него лучшим помощником. У провизора нет на руках медицинской карты пациента, результатов анализов и другой информации для постановки диагноза. Однако он может определить опасность симптомов и сыграть ключевую роль в процессе самолечения.

В некоторых странах, например, Великобритании, поощряется грамотное самолечение. Так, пациентам рекомендуют перед тем, как обращаться к врачу, обязательно посетить фармацевта. Это позволяет снизить нагрузку на медицинские учреждения и обеспечить людей быстрой помощью. Фармацевтическое консультирование помогает разобраться с незначительными проблемами со здоровьем, что на 5–13 % сокращает время работы сотрудников экстренных служб и врачей.

Фармацевтическое консультирование в нормативных документах

Согласно формулировке ВОЗ и Международной Фармацевтической Федерации, фармацевт – это медицинский сотрудник, который снабжает население лекарственными препаратами и помогает грамотно их применять. Таким образом, фармацевтическое консультирование является приоритетной деятельностью провизора.

Каждый фармацевт должен следовать нормативным документам, принятым государством. На данный момент в России действуют следующие нормативы и акты:

  1. Постановление Правительства № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» от 19 января 1998 года.
  2. Закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 года.
  3. Закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятый 21 ноября 2011 года.
  4. Постановление Правительства № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» от 22 ноября 2011 года.
  5. Приказ Министерства здравоохранения № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» от 9 марта 2016 года.
  6. Приказ Министерства труда № 647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» от 31 августа 2016 года.
  7. Приказ Министерства здравоохранения № 403н «Об утверждении правил отпуска ЛП аптечными организациями, ИП, обладающими лицензией на фармацевтическую деятельность» от 11 июля 2017 года.

Согласно приказу № 647н от 2016 года, фармацевтическое консультирование – это предоставление такой информации, как:

  • правила отпуска лекарств;
  • способ применения;
  • принципы дозировки;
  • лечебный эффект, действие;
  • противопоказания;
  • побочные эффекты;
  • взаимодействие с другими лекарственными препаратами и продуктами;
  • условия и сроки хранения.

Законодательством предусмотрено выделение отдельной зоны для фармацевтического консультирования и ожидания пациентов. В ней возможна организация сидячих мест. Также, согласно приказу, фармацевт обязан информировать о наличии аналогичных лекарственных препаратов с таким же действием, их цене.

В приказе № 403н от 2017 года эти требования дублируются. Предоставление фармацевтом исчерпывающей информации – это норма законодательства о защите прав потребителей. Лекарства – товар, не подлежащий возврату и обмену, следовательно, фармацевтическое консультирование необходимо для достижения таких результатов:

  • своевременно обнаруживаются опасные симптомы;
  • уменьшается риск нежелательных эффектов;
  • сокращаются ошибки в применении, дозировке;
  • улучшается прогноз выздоровления или облегчения состояния;
  • обеспечивается эмоциональная поддержка пациента;
  • уменьшаются расходы на лекарственные препараты для граждан;
  • укрепляется доверие к фармацевту.

Фармацевт обязан уметь распознавать состояние пациента, при необходимости настоять на консультации врача, обучить основам правильного самолечения. Грубое несоблюдение требований, выдвигаемых к фармацевтическому консультированию, грозит лишением лицензии на ведение фармацевтической деятельности. Это прописано в Постановлении Правительства России № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» от 2011 года. А также согласно закону № 195-ФЗ от 2001 года на аптеку или предпринимателя могут наложить штраф.

Согласно законодательству России, консультирование пациентов является важнейшей задачей фармацевта, за несоблюдение правил которой грозит запрет на деятельность и административные взыскания.

Алгоритм фармацевтического консультирования

Необходимо различать предоставление консультации и фармацевтическое информирование. Если препараты назначены врачом, независимо от того, рецептурные они или безрецептурные, провизор обязан информировать покупателя о следующем:

  • наличии аналогов и их цене;
  • дозе и длительности приема;
  • побочных эффектах;
  • условиях хранения и способах утилизации.

О возрастных или других особенностях приема, а также противопоказаниях, взаимодействии с другими лекарствами и продуктами консультирует врач.

Фармацевтическое консультирование проводится тогда, когда пациент предварительно не обращался к врачу и просит помощи фармацевта. В таких случаях речь идет только о безрецептурных препаратах.

Выявление признаков заболевания

Для этого фармработнику необходимо задавать четкие и понятные пациенту вопросы. К признакам заболевания относятся:

  • симптомы – любые неприятные ощущения, жалобы, непривычное состояние (могут озвучиваться пациентом или быть визуальными);
  • синдромы – частое сочетание одних и тех же симптомов, имеющих общее происхождение;
  • симптомокомплексы – несколько симптомов, не обязательно имеющих общее происхождение.

Не все признаки фармацевт сможет выявить во время разговора. Некоторые определяются только с помощью анализов и других методов диагностики.

Значимость симптомов

Для изучения и определения опасности симптомов фармацевт проводит дальнейшую беседу с учетом таких пунктов, как:

  • возраст заболевшего;
  • описание симптома;
  • локализация болевых ощущений;
  • особенности – когда появился, был внезапным или развивался постепенно, сколько длится, были ли похожие признаки в прошлом;
  • развитие – не меняется, прогрессирует, уменьшается;
  • действия, которые ослабляют или усиливают симптом;
  • влияние на повседневную деятельность;
  • лечение и самолечение, которое до этого проводилось.

При обнаружении признаков, представляющих опасность жизни и здоровью пациента, фармацевт направляет его к врачу, а иногда и вызывает скорую помощь.

Выбор безрецептурного препарата

Если на предыдущем этапе определена легкая форма заболевания или лекарство необходимо пациенту для профилактики, то провизор выполняет следующие действия:

  1. Определяет группу безрецептурных препаратов.
  2. Представляет ассортимент.
  3. Подбирает лекарство по составу и механизму действия.
  4. Оценивает потенциальную эффективность средства.
  5. Уточняет наличие противопоказаний.
  6. Сообщает цену.

Фармацевт должен предложить весь ассортимент безрецептурных препаратов, имеющих необходимое действующее вещество, рассказать о стоимости, ожидаемой эффективности.

Фармацевтическое информирование

После того как пациент определился с лекарственным препаратом и медицинским изделием, необходимо предоставить подробную информацию:

  • состав лекарства;
  • характер действия;
  • режим приема: дозировку, количество приемов в день, максимальную дозу в сутки, время принятия и т. д.;
  • взаимодействие с другими лекарствами и разными продуктами;
  • критерии эффективности;
  • наличие побочных эффектов и способы их устранения;
  • условия и время хранения;
  • специфику утилизации.

Фармацевт может дополнительно предложить сопутствующие товары. Например, минеральную воду, пробиотики или витамины. Он обязан рассказать о способах их применения и сочетания с основным лекарством.

Такой подход обеспечит эффективное самолечение, улучшит взаимодействие с пациентом. В результате общение будет выгодным для двух сторон: человек получит должное лечение, провизор укрепит доверие покупателей к себе. Чтобы фармацевтическое консультирование было успешным, сотрудник аптеки должен тщательно изучить свой ассортимент, а также обладать актуальными знаниями.

Так как медицина и фармакология стремительно развиваются, важно регулярно повышать уровень квалификации. Делать это можно в «Академии профессиональных стандартов» – некоммерческой организации дополнительного профессионального образования медицинских работников. Учреждение аккредитовано, поэтому по завершении обучения фармацевты получают сертификат установленного образца.