Содержание:
- Для чего необходим внутренний контроль
- Формы ВККБ
- Периодичность и сроки проведения
- Показатели, анализируемые ВККБ
- Алгоритм выполнения контролирующих мероприятий
Забота о здоровье человека – один из приоритетов политики нашего государства. Поэтому необходимость внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности регламентируется на законодательном уровне. Об обязательности контроля говорится в статье 90 Федерального закона (ФЗ) № 323-ФЗ от 21.11.2011. Там же указано, что надзор должен осуществляться во всех государственных, муниципальных и частных медицинских организациях.
Для чего необходим внутренний контроль
Контроль качества и безопасности медицины – одно из направлений надзора в сфере охраны здоровья. Мониторинг осуществляется на трех уровнях:
- государственном;
- ведомственном;
- внутреннем.
Трехуровневый надзор дает возможность максимально точно оценить все аспекты деятельности конкретного медицинского учреждения.
Внутренний контроль качества и безопасности (ВККБ) необходим для того, чтобы каждый гражданин РФ мог в любое время получить медицинскую помощь надлежащего качества в необходимом объеме, а руководители медицинских организаций – своевременно устранить имеющиеся в их деятельности недочеты.
Реализация мероприятий ВККБ позволяет решать следующие задачи:
- выявлять и предотвращать риски в процессе медицинской деятельности, а также минимизировать их возможные последствия;
- обеспечивать права граждан России на получение квалифицированной медпомощи;
- гарантировать соблюдение установленных стандартов при предоставлении медицинских услуг;
- оценивать качество оказываемой помощи, выявлять недостатки и анализировать их причины;
- предупреждать нарушения, допущенные медработниками при оказании помощи (несоответствие предоставленных медицинских услуг состоянию здоровья больного, неисполнение или ненадлежащее проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и других мероприятий, нарушение сроков ожидания плановой медпомощи);
- принимать меры по ликвидации всех выявленных нарушений.
Формы ВККБ
Внутренний контроль может осуществляться в различных форматах. Как правило, это комбинирование таких форм надзора, как:
- плановые и внеплановые ревизии;
- учет статистических сведений об уровне качества и безопасности медуслуг с последующей оценкой;
- регистрация фактов нанесения ущерба здоровью пациентов или медработников;
- учет случаев увеличения длительности ожидания плановой медпомощи;
- отслеживание наличия необходимых фармацевтических препаратов и медицинских изделий;
- сбор и анализ документальных данных о нежелательных реакциях на лекарства у пациентов с обязательной передачей собранных сведений в вышестоящие инстанции (органы исполнительной власти федерального уровня);
- регулярные проверки документов, подтверждающих квалификацию и сертификацию сотрудников учреждения.
Периодичность и сроки проведения
Плановые проверки должны проводиться согласно утвержденному плану не реже одного раза в квартал. План целевого надзора утверждает руководитель медучреждения в начале года.
Внеплановый контроль осуществляется при наступлении таких событий, как:
- отрицательная динамика оцениваемых статистических показателей;
- жалобы от пациентов;
- летальные исходы, наступившие во время лечения, диагностики, реабилитации и т. д.;
- внутрибольничное инфицирование пациентов;
- осложнения в состоянии здоровья граждан после или во время лечения.
Сроки проверок устанавливает руководитель медицинской организации или его заместитель. Продолжительность надзорных мероприятий не должна быть дольше 10 рабочих дней.
![](https://dpoaps.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/Foto_2-1024x683.jpg)
Показатели, анализируемые ВККБ
Проверки в рамках ВККБ необходимы с целью оценки множества показателей. К таковым относятся:
- наличие нормативных актов федерального, регионального и местного значения, регламентирующих медицинскую деятельность;
- соответствие оказываемой медпомощи актуальным медицинским стандартам;
- взаимодействие с подразделениями неотложной медицинской помощи, в том числе с учреждениями, занимающимися медициной катастроф;
- получение письменного согласия пациента или его представителя на оказание конкретного вида медпомощи;
- своевременность оказания медицинских услуг;
- возможность экстренного сбора медработников при возникшей необходимости;
- возможность оказания неотложной помощи;
- сохранение врачебной тайны и иной конфиденциальной информации;
- соблюдение прав пациентов на медпомощь, в том числе на комфортность пребывания в стационаре или зонах ожидания при амбулаторном приеме;
- контроль за фармацевтическими препаратами в разрезе следующих аспектов: использование в рамках срока годности, надлежащее хранение, отпуск рецептурных препаратов строго по назначению врача, обеспечение граждан льготными лекарствами и т. д.;
- создание условий для обеспечения эпидемиологической безопасности пациентов: дезинфекция помещений, медицинских изделий, профилактика распространения инфекций, соблюдение протоколов инвазивных манипуляций, создание специальных условий изоляции для инфицированных пациентов, соблюдение гигиены медработниками, применение при необходимости средств индивидуальной защиты;
- надзор за продолжительностью нахождения пациентов в стационаре во время лечения;
- контроль за идентификацией личности пациентов на всех этапах лечения во избежание врачебных ошибок или возможных мошеннических действий граждан;
- соблюдение алгоритма ведения пациента при назначении хирургического вмешательства при подготовке, в послеоперационном периоде;
- обеспечение ухода за лежачими больными;
- проведение обезболивания пациентов при необходимости;
- контроль за применением донорской крови и ее компонентов;
- безопасность пребывания граждан и медперсонала в поликлинике, больнице или в другом медучреждении;
- проведение мероприятий с целью ранней диагностики онкологических заболеваний;
- надзор за работой регистратуры;
- разделение потоков посетителей в медучреждении;
- создание и работа внутренней информационной системы учреждения, ее коммуникация с государственными электронными сервисами;
- проведение вакцинаций, профосмотров, диспансеризации;
- профессиональная подготовка и переподготовка медперсонала, в том числе посредством получения дополнительного профессионального образования.
Курсы повышения квалификации проводят такие организации, как «Академия профессиональных стандартов». Все программы аккредитованы, поэтому по окончании обучения медработнику выдается удостоверение установленного образца, а также начисляются баллы в системе непрерывного медицинского образования (НМО).
Алгоритм выполнения контролирующих мероприятий
Согласно статье 90 ФЗ № 323-ФЗ, порядок надзора утверждает руководитель медучреждения. Унифицированного протокола реализации ВККБ не существует. Тем не менее основные требования к его организации разработаны на федеральном уровне. Они утверждены Приказом Минздрава России № 785н от 31.07.2020, вступившим в силу 01.01.2021.
Этапы ВККБ:
- Руководитель медучреждения (он же ответственный за ВККБ) создает специальную комиссию и утверждает Положение (порядок реализации проверочных мероприятий). В документе должны быть прописаны цели и задачи ВККБ, основания для инициирования проверки, права и обязанности членов комиссии, алгоритм использования полученной информации.
- Комиссия выполняет запланированные мероприятия по осуществлению контроля.
- По итогу проведенной работы комиссия формирует отчет по выполненному надзору, утверждает план действий для устранения выявленных нарушений и недочетов, разрабатывает меры по предупреждению возможных рецидивов, контролирует ход реализации вынесенных решений.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится для того, чтобы обеспечить граждан РФ медицинской помощью надлежащего уровня. Во время плановых и внеплановых проверок выявляются недочеты в работе учреждения, а также разрабатывается план по их устранению. Такие мероприятия позволяют увеличить эффективность лечения, повышают доверие пациентов к системе здравоохранения.