Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Содержание:

  1. Для чего необходим внутренний контроль
  2. Формы ВККБ
  3. Периодичность и сроки проведения
  4. Показатели, анализируемые ВККБ
  5. Алгоритм выполнения контролирующих мероприятий

Забота о здоровье человека – один из приоритетов политики нашего государства. Поэтому необходимость внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности регламентируется на законодательном уровне. Об обязательности контроля говорится в статье 90 Федерального закона (ФЗ) № 323-ФЗ от 21.11.2011. Там же указано, что надзор должен осуществляться во всех государственных, муниципальных и частных медицинских организациях.

Для чего необходим внутренний контроль

Контроль качества и безопасности медицины – одно из направлений надзора в сфере охраны здоровья. Мониторинг осуществляется на трех уровнях:

  • государственном;
  • ведомственном;
  • внутреннем.

Трехуровневый надзор дает возможность максимально точно оценить все аспекты деятельности конкретного медицинского учреждения.

Внутренний контроль качества и безопасности (ВККБ) необходим для того, чтобы каждый гражданин РФ мог в любое время получить медицинскую помощь надлежащего качества в необходимом объеме, а руководители медицинских организаций – своевременно устранить имеющиеся в их деятельности недочеты.

Реализация мероприятий ВККБ позволяет решать следующие задачи:

  • выявлять и предотвращать риски в процессе медицинской деятельности, а также минимизировать их возможные последствия;
  • обеспечивать права граждан России на получение квалифицированной медпомощи;
  • гарантировать соблюдение установленных стандартов при предоставлении медицинских услуг;
  • оценивать качество оказываемой помощи, выявлять недостатки и анализировать их причины;
  • предупреждать нарушения, допущенные медработниками при оказании помощи (несоответствие предоставленных медицинских услуг состоянию здоровья больного, неисполнение или ненадлежащее проведение диагностических, лечебных, реабилитационных и других мероприятий, нарушение сроков ожидания плановой медпомощи);
  • принимать меры по ликвидации всех выявленных нарушений.

Формы ВККБ

Внутренний контроль может осуществляться в различных форматах. Как правило, это комбинирование таких форм надзора, как:

  • плановые и внеплановые ревизии;
  • учет статистических сведений об уровне качества и безопасности медуслуг с последующей оценкой;
  • регистрация фактов нанесения ущерба здоровью пациентов или медработников;
  • учет случаев увеличения длительности ожидания плановой медпомощи;
  • отслеживание наличия необходимых фармацевтических препаратов и медицинских изделий;
  • сбор и анализ документальных данных о нежелательных реакциях на лекарства у пациентов с обязательной передачей собранных сведений в вышестоящие инстанции (органы исполнительной власти федерального уровня);
  • регулярные проверки документов, подтверждающих квалификацию и сертификацию сотрудников учреждения.

Периодичность и сроки проведения

Плановые проверки должны проводиться согласно утвержденному плану не реже одного раза в квартал. План целевого надзора утверждает руководитель медучреждения в начале года.

Внеплановый контроль осуществляется при наступлении таких событий, как:

  • отрицательная динамика оцениваемых статистических показателей;
  • жалобы от пациентов;
  • летальные исходы, наступившие во время лечения, диагностики, реабилитации и т. д.;
  • внутрибольничное инфицирование пациентов;
  • осложнения в состоянии здоровья граждан после или во время лечения.

Сроки проверок устанавливает руководитель медицинской организации или его заместитель. Продолжительность надзорных мероприятий не должна быть дольше 10 рабочих дней.

Показатели, анализируемые ВККБ

Проверки в рамках ВККБ необходимы с целью оценки множества показателей. К таковым относятся:

  • наличие нормативных актов федерального, регионального и местного значения, регламентирующих медицинскую деятельность;
  • соответствие оказываемой медпомощи актуальным медицинским стандартам;
  • взаимодействие с подразделениями неотложной медицинской помощи, в том числе с учреждениями, занимающимися медициной катастроф;
  • получение письменного согласия пациента или его представителя на оказание конкретного вида медпомощи;
  • своевременность оказания медицинских услуг;
  • возможность экстренного сбора медработников при возникшей необходимости;
  • возможность оказания неотложной помощи;
  • сохранение врачебной тайны и иной конфиденциальной информации;
  • соблюдение прав пациентов на медпомощь, в том числе на комфортность пребывания в стационаре или зонах ожидания при амбулаторном приеме;
  • контроль за фармацевтическими препаратами в разрезе следующих аспектов: использование в рамках срока годности, надлежащее хранение, отпуск рецептурных препаратов строго по назначению врача, обеспечение граждан льготными лекарствами и т. д.;
  • создание условий для обеспечения эпидемиологической безопасности пациентов: дезинфекция помещений, медицинских изделий, профилактика распространения инфекций, соблюдение протоколов инвазивных манипуляций, создание специальных условий изоляции для инфицированных пациентов, соблюдение гигиены медработниками, применение при необходимости средств индивидуальной защиты;
  • надзор за продолжительностью нахождения пациентов в стационаре во время лечения;
  • контроль за идентификацией личности пациентов на всех этапах лечения во избежание врачебных ошибок или возможных мошеннических действий граждан;
  • соблюдение алгоритма ведения пациента при назначении хирургического вмешательства при подготовке, в послеоперационном периоде;
  • обеспечение ухода за лежачими больными;
  • проведение обезболивания пациентов при необходимости;
  • контроль за применением донорской крови и ее компонентов;
  • безопасность пребывания граждан и медперсонала в поликлинике, больнице или в другом медучреждении;
  • проведение мероприятий с целью ранней диагностики онкологических заболеваний;
  • надзор за работой регистратуры;
  • разделение потоков посетителей в медучреждении;
  • создание и работа внутренней информационной системы учреждения, ее коммуникация с государственными электронными сервисами;
  • проведение вакцинаций, профосмотров, диспансеризации;
  • профессиональная подготовка и переподготовка медперсонала, в том числе посредством получения дополнительного профессионального образования.

Курсы повышения квалификации проводят такие организации, как «Академия профессиональных стандартов». Все программы аккредитованы, поэтому по окончании обучения медработнику выдается удостоверение установленного образца, а также начисляются баллы в системе непрерывного медицинского образования (НМО).

Алгоритм выполнения контролирующих мероприятий

Согласно статье 90 ФЗ № 323-ФЗ, порядок надзора утверждает руководитель медучреждения. Унифицированного протокола реализации ВККБ не существует. Тем не менее основные требования к его организации разработаны на федеральном уровне. Они утверждены Приказом Минздрава России № 785н от 31.07.2020, вступившим в силу 01.01.2021.

Этапы ВККБ:

  1. Руководитель медучреждения (он же ответственный за ВККБ) создает специальную комиссию и утверждает Положение (порядок реализации проверочных мероприятий). В документе должны быть прописаны цели и задачи ВККБ, основания для инициирования проверки, права и обязанности членов комиссии, алгоритм использования полученной информации.
  2. Комиссия выполняет запланированные мероприятия по осуществлению контроля.
  3. По итогу проведенной работы комиссия формирует отчет по выполненному надзору, утверждает план действий для устранения выявленных нарушений и недочетов, разрабатывает меры по предупреждению возможных рецидивов, контролирует ход реализации вынесенных решений.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится для того, чтобы обеспечить граждан РФ медицинской помощью надлежащего уровня. Во время плановых и внеплановых проверок выявляются недочеты в работе учреждения, а также разрабатывается план по их устранению. Такие мероприятия позволяют увеличить эффективность лечения, повышают доверие пациентов к системе здравоохранения.