Стандарт оснащения кабинета УЗИ

Содержание:

  1. Нормативные документы
  2. Требования к кабинету УЗИ
  3. Оборудование кабинета ультразвуковой диагностики

В 2021 году Минздрав обновил порядок организации и стандарт оснащения кабинета УЗИ. Новый регламент необходимо учитывать при получении лицензии на частную практику и действующим подразделениям ЛПУ во избежание штрафных санкций.

Нормативные документы

При организации работы кабинета ультразвуковой диагностики необходимо соблюсти требования, изложенные в следующих нормативно-правовых актах:

  • принятый Госдумой РФ закон № 323-ФЗ с основами охраны здоровья российских граждан;
  • постановление Правительства № 852 о лицензировании медучреждений;
  • приказ Минздрава № 92н (действителен с 07.03.2018) с правилами организации первичной медпомощи детям, включая стандарт оснащения кабинета УЗИ;
  • приказ МЗ № 557н (подписан 08.06.2020, имеет силу с 01.01.2021) с правилами проведения УЗ-исследований;
  • приказ Минздрава № 543н (принят 12.05.2012) со стандартами оснащения отдельных поликлинических подразделений;
  • СанПиН 2.1.3678-20 (подписан Главным санврачом 28.12.2020) с требованиями к медицинским помещениям.

Для лицензирования необходимо, чтобы помещение, коммуникационные системы и оборудование соответствовали принятым регламентам. Квалификация врача кабинета УЗИ, его профессиональные обязанности и трудовые функции изложены в приказе Минтруда № 161н, утвержденном 19.03.2019. Он должен иметь действующий сертификат специалиста по ультразвуковой диагностике.

Соискатель регистрации на деятельность кабинета УЗИ обязан предоставить в Росздравнадзор ряд документов:

  • регистрацию ИП/ООО (не имеющие медобразования могут открыть только ООО);
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • справку из Госкомстата с кодами статистики;
  • медлицензию;
  • договор на помещение (аренду или право собственности);
  • заключения от СЭС, Роспотребнадзора, органов пожарной инспекции;
  • договор на техобслуживание систем коммуникации;
  • сертификаты на установленную в кабинете УЗИ аппаратуру;
  • трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками;
  • договор на вывоз/утилизацию мусора;
  • документы, подтверждающие постановку на учет кассового аппарата.

Самостоятельное получение лицензии занимает минимум 1,5 месяца при условии, что соблюдены все требования. Без помощи экспертов довольно сложно сделать все правильно. Обратитесь в «Академию профессиональных стандартов». Наши сотрудники выявят недостатки, допущенные при организации помещения и помогут собрать полный пакет документации.

Требования к кабинету УЗИ

Количество сотрудников кабинета УЗ-диагностики определяет руководитель ЛПУ, ориентируясь на приказ № 557н. В штате больницы рекомендуется иметь одного врача УЗИ и прикрепленную к нему медсестру. При расчете штатных единиц в больнице, оказывающей медпомощь взрослым пациентам, советуем воспользоваться стандартами в приказе № 132 (утвержден Минздравом РСФСР 02.08.1991). В помощь руководителям детских поликлиник приказ Минздрава № 92н, который учитывает численность прикрепленного населения. Так, одна врачебная должность рассчитана на 16,7 тысячи детского населения. В приказе № 543н, регламентирующем работу поликлинических подразделений, нет указаний по количеству врачей/медсестер кабинета УЗИ. Ориентируйтесь на объем работы и временные нормативы.

В соответствии с новыми СанПиН подобрать помещение для кабинета ультразвуковой диагностики стало намного легче. Упрощения касаются самого помещения и необходимых коммуникаций.

Расположение

Кабинеты УЗИ функционируют на базе поликлиник, стационаров, открываются в частном порядке. Как правило, помещение располагается на первом этаже с учетом большого потока пациентов. Если помещение арендовано или куплено в жилом доме, необходимо обустроить отдельный вход и изолированную площадку для медицинских отходов. Мусорный контейнер с крышкой устанавливают на бетонной площадке с выступом от бака не менее 1 м. Следует соорудить навес и ограждение по периметру. Мусоросборник заполняют не более чем на 2/3.

Требования к площади

Для лицензирования кабинета УЗИ министерство здравоохранения обязывает иметь следующие помещения:

  • зал ожидания для пациентов – расчет 1,2 м²/чел (минимум от 12 м²);
  • диагностический кабинет – минимум 17 м² на один аппарат УЗИ (стандарт оборудованного врачебного места);
  • раздевалка для больных – минимально 7 м².

Заявленную площадь помещений допустимо уменьшить не более чем на 15 %. Если на диагностику приходит более 20 пациентов в день, в вестибюле нужно организовать раздевалку. К дополнительному (необязательному) оснащению относятся автомат для бахил и кулер с питьевой водой. В новых СанПиН не прописана высота потолков в медицинских помещениях.

Раздевалку для пациентов в кабинете УЗИ размещают в непосредственной близости от кушетки. Важно, чтобы диагностическая зона была огорожена, например, передвижной ширмой. В противном случае на время проведения исследования помещение закрывают на ключ изнутри, но это не очень удобно.

Рабочее место включает стол, стул, персональный компьютер или ноутбук для подключения к цифровым системам здравоохранения. Дополнительный стул необходим врачу во время проведения исследований. В непосредственной близости от двери в кабинете также устанавливают шкаф для верхней одежды медработников. Вся медицинская мебель должна иметь минималистичный дизайн и гладкую поверхность для облегчения влажной уборки.

В кабинете необходимо установить канализацию и водоснабжение: централизованное горячее/холодное, отдельный бойлер. В крайнем случае допустимо пользоваться бутилированной водой. СЭС требует, чтобы в наличии были гигиенические средства: мыло, желательно в локтевом диспенсере, и полотенца. Дезсредства и инвентарь для уборки (обязательно промаркированный!) хранятся в шкафчике.

Отделка кабинета

При ремонте необходимо соблюсти требование по шумоизоляции – не больше 50 децибел. Стены покрывают масляной краской светлых тонов. Обои и водоэмульсионная краска не выдержат ежемесячных генеральных уборок. Кафель для облицовки стен диагностического кабинета тоже запрещен. Пол покрывают линолеумом при условии запаивания стыков или керамической плиткой. На потолке, стенах и напольном покрытии не должно быть трещин, выбоин, подтеков и других повреждений.

Санэпиднадзор также проверяет наличие следов грызунов и насекомых. Чтобы не получить штраф, установите на окно москитную сетку, перед открытием кабинета и регулярно во время его дальнейшего функционирования проводите профилактическую обработку от мышей и тараканов.

Освещение

В кабинетах лучевой диагностики, включая УЗИ, допустимо отсутствие естественного освещения. Окно может заменить небольшая форточка и дополнительные люминесцентные лампы. На этапе планирования ремонта необходимо продумать расположение искусственных источников света. В вестибюле достаточно 150–200 люкс (измеряется на уровне пола). Нормы освещенности в зоне проведения диагностических манипуляций – максимум 50 люкс, а на рабочем столе – 500–1000 люкс. В зонах, где требуется более яркий свет, рекомендуем установить настенный светильник или настольную светодиодную лампу. Если врач-диагност трудится в затемненном кабинете, в комнате для медперсонала (есть в клиниках и больницах) в обязательном порядке должно быть окно.

Климатические условия

Кабинет УЗИ относится к классу чистоты «Г». Микробиологические показатели (уровень золотистого стафилококка в воздухе) для таких помещений не нормируются. Чтобы обеспечить комфорт для пациентов и медработников, трудовые и санитарные нормативные акты выдвигают следующие требования:

  • температура – 20–26 ºС;
  • скорость воздухообмена – максимум 0,15 м/с;
  • влажность воздуха – в пределах 40–60 %.

Климатические нормативы обеспечивают системы отопления и вентиляционное оснащение. Если кабинет УЗИ расположен в жилом здании, при капитальном ремонте предусматривают отдельную приточно-вытяжную вентиляцию. Оптимальный вариант – установка кондиционера, который не должен выходить на проезжую часть. При этом воздух подается в верхнюю зону. Если кабинет расположен на первом этаже здания, забор уличного воздуха производится на высоте от двух метров. В отличие от рентгенологических помещений, выброс воздушных масс в кабинете УЗИ осуществляется только через установленную вверху вентиляцию: принудительную или естественного побуждения. Вентиляционную систему включают в начале рабочей смены. Ежегодно проводится оценка эффективности ее работы.

В кабинете УЗИ устанавливают передвижной радиатор или подключают помещение к централизованной системе отопления здания. Запрещено использовать техническую воду для гигиены рук и уборки. Отопительные приборы должны иметь покрытие, устойчивое к влажной уборке и обработке дезсредствами, а также с минимальным количеством выступов и выемок, чтобы меньше скапливалась пыль.

Текущая уборка в кабинете УЗИ осуществляется минимум два раза в день. При генеральной уборке (не меньше одного раза в месяц) вместе со стенами и потолком моют вентиляционное оснащение. Фильтры в кондиционере меняют каждые три месяца.

Важно! Действие СанПиН 2.1.3678-20 имеет некоторые ограничения. Кабинеты УЗИ, которые начали строить/ремонтировать до 01.03.2021, работают по предыдущему санитарному документу – СанПиН 2.1.3.2630-10.

Оборудование кабинета ультразвуковой диагностики

В УЗИ-кабинете делают чрескожные, трансвагинальные, чреспищеводные, внутриполостные, трансректальные и интраоперационные исследования, включая в режиме доплера. Помещение для ультразвуковой диагностики оснащают в соответствии со стандартом, представленном в приказе № 557н (см. приложение 3):

  • аппарат ультразвуковой диагностики – для проведения скрининга выбирают оборудование не ниже среднего класса с цветовым доплеровским картированием и импульсноволновым доплером. Для обследования сердца покупают модели с непрерывноволновым и импульсноволновым тканевым доплером. В комплекте должно присутствовать не меньше трех датчиков, аккумулятор и принтер. В кабинете должен быть один стационарный аппарат с сетевым питанием и один портативный для диагностики во время операций;
  • дополнительное медицинское оснащение – электронный или классический механический (ручного типа нагнетания) тонометр с плечевыми манжетами трех размеров;
  • мебель и инвентарь – ширма, рабочее место для врача и медсестры, кушетка с регулируемой высотой, гардероб для одежды сотрудников, полка/шкаф для хранения лекарственных препаратов, необходимых для оказания экстренной медпомощи, промаркированные контейнеры с крышками для сбора бытовых отходов и отработанных медицинских изделий, шкафчик или стеллаж для хранения меддокументации, рециркуляторный облучатель бактерицидного действия для обеззараживания воздуха.

На персональном компьютере должно быть установлено программное обеспечение, необходимое для профдеятельности, а также обеспечен непрерывный доступ к Интернету. Руководство медучреждения обязано регулярно вызывать технический персонал для проверки исправности ПК, вентиляционных и канализационных систем. Аппараты ультразвуковой диагностики не оказывают негативного влияния на медперсонал. Это учитывают при оценке вредных условий труда.

От соблюдения стандарта оснащения кабинета УЗИ зависит качество диагностических процедур. Чтобы продолжить профессиональную деятельность, врач должен каждые пять лет проходить аккредитацию по своей специализации. Приглашаем в «Академию профессиональных стандартов». Онлайн-лекции проводят профильные специалисты, которые готовы поделиться тонкостями расшифровки данных ультразвуковых исследований, особенностями работы кабинета в свете актуального законодательства.