Стандарт оснащения кабинета эндокринолога

Содержание:

  1. Нормативные документы
  2. Требования к кабинету эндокринолога
  3. Расположение
  4. Оборудование эндокринологического кабинета

Амбулаторную медицинскую помощь при эндокринных заболеваниях оказывают на базе государственных и коммерческих клиник, а также в отдельных кабинетах, открытых в частном порядке. Перед началом работы необходимо получить лицензию и обустроить рабочее место эндокринолога в соответствии с действующим стандартом. Требования касаются собственно помещения, включая инженерные системы коммуникаций и медицинское оборудование, учредительных документов, дипломов и сертификатов об образовании врача.

Нормативные документы

Лицензирование кабинета эндокринолога осуществляется в соответствии со следующими законодательными документами:

  • закон № 323-ФЗ (принят Госдумой 21.11.2011) – регламентирует основные положения по охране здоровья населения РФ;
  • правительственное постановление № 852 (подписано 01.06.2021) – утверждает порядок лицензирования медицинских учреждений;
  • приказ Минздрава № 899н (утвержден 12.11.2012) – устанавливает правила оказания эндокринологической помощи российским гражданам и утверждает стандарт оснащения кабинета эндокринолога;
  • постановление главного санитарного врача № 44 (СанПиН 2.1.3678-20, утвержден 24.12.2020 взамен устаревшего СанПиН 2.1.3.2630-10) – включает список четких требований к помещениям медицинского назначения.

Лицензию на меддеятельность выдает Росздравнадзор. Для получения разрешения необходимо предоставить следующие документы:

  • свидетельство, подтверждающее право собственности на помещение, или договор аренды;
  • нотариально заверенную копию устава медицинской организации;
  • план БТИ;
  • выписку из Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ), копии документов о присвоении ИНН/ОГРН;
  • заключение СЭС, документ о проверке органами МЧС;
  • копии дипломов/сертификатов, подтверждающих образование, квалификацию врача и медсестер в соответствии с приказами Минтруда № 132н (профстандарт эндокринолога) и № 475н (профстандарт медсестры);
  • техпаспорта на установленное в кабинете оборудование и т. д.

Самостоятельно собрать необходимые документы и учесть все нюансы при организации эндокринологического кабинета довольно сложно. «Академия профессиональных стандартов» оказывает помощь при получении лицензии на меддеятельность. После оценки параметров помещения наши специалисты составят план действий с учетом выявленных недостатков и помогут подготовить документацию. Весь процесс лицензирования под ключ занимает от 25 дней.

Требования к кабинету эндокринолога

Структуру и штат эндокринологического кабинета устанавливает руководитель ЛПУ, ориентируясь на численность обслуживаемого населения, характер и объем медпомощи. Для государственных медицинских учреждений приказ Минздрава № 899н рекомендует одного врача на 20 тысяч городского и 15 тысяч сельского населения. Доктор может работать по общему эндокринологическому профилю или более узким специальностям: диабетолог, детский эндокринолог и т. д. Согласно нормативам, к одному врачу прикрепляется две медсестры.

Расположение

Кабинет эндокринолога в составе поликлиники или крупного медцентра, как правило, располагается на 2–3 этаже, ниже размещены службы с большим потоком пациентов. Согласно стандарту, частнопрактикующий врач может купить или арендовать помещение в жилом доме при условии организации отдельного входа. Территорию необходимо перевести из жилищного фонда в коммерческий сектор. Медкабинет можно разместить в нежилом здании совместно с другими организациями или обособленно.

Прилегающую территорию, находящуюся в ведении медорганизации, необходимо ежедневно или по мере загрязнения убирать. Площадка для мусорных контейнеров оборудуется в соответствии с такими правилами:

  • обязательно устанавливается ограждение и навес для ограничения доступа к медицинским отходам;
  • мусоросборники с крышками должны стоять на твердых площадках;
  • отходы утилизируются только после обработки в соответствии с санитарными нормативами;
  • вывоз мусора со стороны улицы осуществляется при заполнении контейнеров максимум на 2/3.

Требования к площади

Помещение, предназначенное для ведения эндокринологической деятельности, разделяется на следующие зоны:

  1. Вестибюль – минимум 12 м². При потоке до 100 пациентов за смену организуют общий зал ожидания для взрослых и детей. Если за рабочий день врач обслуживает от 20 человек, необходимо обустроить гардеробную.
  2. Кабинет для приема пациентов. Для взрослых – минимум 12 м², для детей – от 14 м². В кабинете эндокринолога нет специализированных кресел и громоздкого медицинского оборудования. Площади рабочей зоны должно хватать для приема больных и размещения необходимого оснащения согласно стандарту.
  3. Дополнительные лечебно-профилактические подразделения. С учетом специфики меддеятельности в некоторых ЛПУ организуют:
  • кабинет диабетической стопы от 16 м² – предполагает наличие обособленных зон для хирургической обработки конечностей и аппаратного педикюра;
  • кабинет лечения и профилактики диабетической ретинопатии от 17м² – оснащен оборудованием для обследования органов зрения;
  • школу сахарного диабета от 10 м² – в этом помещении часто организуется два рабочих места для эндокринолога и психолога.

Реальная площадь может быть меньше рекомендуемой СанПиН на 15 %. Если ежедневно кабинет эндокринолога посещает от 50 пациентов, необходимо организовать раздельные туалеты для посетителей и медперсонала.

Водоснабжение, канализация

В кабинете эндокринолога необходимо провести канализацию и трубы с горячей и холодной водой, подключенные к централизованной системе. В качестве резерва на случай аварии устанавливают водонагреватель, в порядке исключения персонал использует бутилированную воду. Для предупреждения распространения заболеваний, передающихся контактным путем, медицинским организациям рекомендуется устанавливать локтевые или сенсорные смесители. К раковине прилагается диспенсер с жидким мылом и полотенца. В помещениях, где необходимо обрабатывать мединструментарий (например, в кабинете диабетической стопы), устанавливают двугнездную раковину. Для мытья рук и медизделий не используется вода из отопительной системы. Микробиологические и химические показатели должны соответствовать санитарным нормам.

Вентиляция, отопление

При размещении кабинета эндокринолога в жилом здании приточно-вытяжная система вентилирования воздуха функционирует отдельно от общедомовой сети. Стандарт допускает установку кондиционера. Вентиляционное оснащение ежегодно проверяют на эффективность, каждый квартал меняют фильтры в кондиционерах.

С воздухообменом тесно связан класс чистоты помещений, отражающий концентрацию микроорганизмов на 1 м3. Категория стерильности установлена в зависимости от вида медицинской деятельности. Эндокринологический кабинет относится к категории В: стерильность не требуется, ограничения по микробиологическим показателям не установлены. Нормативы притока и вытяжки воздуха – 60 м3/час на человека. Зона для лечения диабетической стопы относится к классу Б. Количество микроорганизмов не должно превышать 300 КОЕ/м3. Проветривание через форточку недопустимо. Показатели воздухообмена: приток – 8, вытяжка – 6.

Чтобы эндокринологу, медсестрам и пациентам было комфортно, кабинет обеспечивают централизованным или передвижным отопительным оборудованием. При отклонении от стандартов температуры воздуха допускается проветривание посредством открытого окна или включение кондиционера в режиме нагрева. Поверхность отопительного прибора должна обладать устойчивостью к моющим и дезинфицирующим растворам.

Отделка кабинета

При проведении ремонта в эндокринологическом кабинете необходимо использовать гладкие отделочные материалы, устойчивые к многократной влажной уборке и обработке дезсредствами. Выбирают покрытие нейтральных тонов, чтобы не раздражать пациентов и не отвлекать врача.

Для пола подходит керамоплитка, наливное покрытие или износостойкий линолеум. В последнем случае необходимо запаять стыки полотен. Желательно выбрать плинтусы округленной формы, в которых меньше скапливается пыль.

Стены отделывают специальными панелями, керамическими листами или масляной краской. У раковины делают настенную площадку из кафеля шириной по 0,2 м от краев мойки и высотой 1,6 м от пола.

На потолок устанавливают соответствующие панели без рельефного рисунка. Детали конструкции необходимо надежно закрепить, чтобы они не сдвигались во время уборки.

На стенах, полу и потолке в кабинете эндокринолога недопустимы сколы, трещины, подтеки и другие повреждения. Следы жизнедеятельности грызунов в кабинете, готовом к лицензированию, указывают на недочеты ремонта. Это значит, что в стенах, полу остались пустоты, соединяющие кабинет с другими помещениями.

Освещение

Согласно СанПиН, стандарт освещения кабинета эндокринолога – 300 люкс. Рабочий стол и зону хирургических манипуляций подсвечивают настольным или переносным светильником. Здесь нормы освещенности выше – 500–1000 люкс. В медкабинетах активно используют оснащение на светодиодах и бестеневые излучатели. В вестибюле и туалетах достаточно обеспечить уровень освещения 150–250 люкс. С учетом этих показателей и наличия естественного света при обустройстве кабинета эндокринолога рассчитывается количество светильников и их расположение.

Климатические условия

Для терапевтических кабинетов, включая рабочее место эндокринолога, установлен оптимальный температурный режим – от +20 до +27 ºС. В хирургической зоне кабинета диабетической стопы устанавливают температуру +22…+26 ºС. Влажность воздуха в помещении должна быть в пределах 50–65 %.

СанПиН 2.1.3678-20 распространяется только на медицинские объекты, которые начали строить, ремонтировать или ввели в эксплуатацию до 01.03.2021. По сравнению с предыдущим документом, новый СанПиН предъявляет к ЛПУ более строгие требования. Например, в нём указано, что в туалетах необходимо установить сушилки для рук.

Текущая уборка в кабинете эндокринолога проводится дважды в день: перед началом приема и в конце смены. Генеральную уборку с мытьем стен, потолков, шкафов и полок, радиаторов и светильников делают раз в месяц. Важно, чтобы мебель и оснащение легко очищались и не портились от воздействия хлорсодержащих растворов.

Оборудование эндокринологического кабинета

Стандарт предусматривает минимальный уровень оснащения кабинета эндокринолога, необходимый для получения лицензии:

  • рабочее место – стол со стулом, ПК или ноутбук для врача и для медсестры, стул для пациента, кушетка и ширма, шкафы для хранения лекарств, меддокументации, инструментов и одежды персонала;
  • приборы для антропологических измерений – ростомер и сантиметр, электронные весы, тонометр, термометр;
  • специальное эндокринологическое оборудование – глюкометр и соответствующие модели тест-полоски, неврологический набор: специальный молоточек, монофиламент и градуированный камертон. В обязательный стандарт не включены тест-полоски для быстрого выявления альбуминурии в моче.

В качестве дополнительного оснащения может выступать мини-допплер, полноценный ультразвуковой сканер и другое оборудование, которое закупается по договоренности врача с руководством ЛПУ.

Стандарт оснащения кабинета эндокринолога следует изучить до аренды или покупки помещения. Это позволит избежать лишних трат на ремонт и перепланировку. «Академия профессиональных стандартов» поможет без задержек и исправления недочетов пройти лицензирование в сжатые сроки.