Обязанности процедурной медсестры

Содержание:

  1. Должностные обязанности процедурной медсестры
  2. Основные обязанности медсестры процедурного кабинета
  3. Функциональные обязанности процедурной медсестры
  4. Нормы времени на выполнение процедур медицинской сестрой
  5. Этапы работы медсестры процедурного кабинета
  6. Какими знаниями должна обладать процедурная медсестра
  7. Требования к квалификации медсестры процедурного кабинета

Трудовые и должностные обязанности процедурной медсестры определяют регламентирующие нормативно-правовые документы, должностная инструкция, трудовой договор, а также официальные документы ЛПУ. Главврач назначает медицинского работника, который в дальнейшем подчиняется старшей медсестре и заведующему отделением, а также руководит санитарками. Рекомендуем ознакомиться с курсами по сестринскому делу.

Процедурная медсестра востребована в детских и взрослых поликлиниках, диспансерах, различных стационарных отделениях: урологическом, пульмонологическом, кардиологическом, нейрохирургическом и прочих. Ее место работы – процедурный кабинет. Медицинский специалист выполняет различные инъекции, постановку системы для внутривенных вливаний, забор биологического материала и другие манипуляции, назначенные врачом и разрешенные к проведению средним медицинским персоналом.

Должностные обязанности процедурной медсестры

Должностная инструкция – это стандартный документ, в котором указаны:

  • условия труда;
  • непосредственное руководство медицинского работника;
  • необходимые знания и навыки;
  • критерии оценки профессиональных качеств и результата работы;
  • трудовые и функциональные обязанности медсестры процедурного кабинета;
  • требования к квалификации и стажу;
  • права и степень ответственности за нарушения, некачественное или несвоевременное выполнение функций.

Стоит отметить, что обязанности процедурной медсестры поликлиники и стационара отличаются. Работа в разных отделениях ЛПУ имеет свои особенности: в каждом из них медицинский работник, помимо общих задач, выполняет более узконаправленные. Подробно со всеми разделами и пунктами инструкции можно ознакомиться по ссылке.

Основные обязанности медсестры процедурного кабинета

Главная обязанность процедурной медсестры – выполнение назначений врача и ассистирование во время процедур, которые имеет право проводить только он. В том числе при определении группы крови или резус-фактора, гемотрансфузии, пункциях (например, взятие спинномозговой жидкости). Основные медицинские манипуляции, которые работник выполняет самостоятельно, – это подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции или вливания, реже – внутрикожные пробы.

К должностным обязанностям медсестры процедурного кабинета также относят следующие функции:

  1. Готовить кабинет, материалы и инструментарий к работе.
  2. Заполнять документацию.
  3. Проводить забор крови и транспортировать материал в лабораторию.
  4. Контролировать соблюдение правил приема лекарств больными.
  5. Применять простейшие методы физиотерапии.
  6. Собирать, дезинфицировать и утилизировать отработанный материал.

Функциональные обязанности процедурной медсестры

Функциональные обязанности медсестры процедурного кабинета определяет трудовой договор. К ним относят следующие задачи:

  1. Соблюдать санитарные нормы в кабинете.
  2. Следовать правилам асептики и антисептики при работе с больными.
  3. Добросовестно выполнять назначения врача.
  4. Соблюдать установленную последовательность медицинских процедур.
  5. Вести учет и хранить лекарства разных групп.
  6. Готовить, отправлять медицинские инструменты и материалы на стерилизацию.
  7. Контролировать своевременное выполнение поручений санитарами и младшими медсестрами.
  8. Незамедлительно извещать руководство о возникновении ситуаций, которые угрожают здоровью и жизни пациентов или сотрудников, а также могут нанести ущерб имуществу больницы.
  9. Оказывать неотложную помощь и вызывать врача.
  10. Своевременно пополнять кабинет необходимым количеством медицинских препаратов для различных манипуляций, лекарств, одноразовых инструментов и материалов.

Нормы времени на выполнение процедур медицинской сестрой

Проводя манипуляции, медсестра должна укладываться в отведенный временной промежуток. Затраты на процедуры в минутах (детям и взрослым):

  • подкожная/внутримышечная инъекция – 4/3,6;
  • взятие крови – 10,8/9,8;
  • внутривенная инъекция – 10/9;
  • сбор и подключение капельницы – 18/19;
  • аутогемотерапия – 11,4/10,4;
  • определение группы крови – 4,3/3,9;
  • перевязка – 9/8,2;
  • постановка банок – 10,5/9,6;
  • постановка горчичников – 13,8/12,5;
  • клизмы – 11/10.

Согласно этим расчетам, специалист должен обслуживать 5–6 пациентов в час. Рабочий день занимает 8 часов, из которых полчаса выделяют на обед. Трудовая неделя длится 5 дней или 40 часов.

Этапы работы медсестры процедурного кабинета

Рабочий день процедурной медицинской сестры можно разделить на три этапа:

  1. Подготовка. Прием смены, подготовка кабинета, ознакомление с назначениями врача. Отправка материалов на стерилизацию и получение новых материалов из центральной стерилизационной.
  2. Основной этап. Выполнение назначений, манипуляций. Общение с пациентами, непосредственным руководством и подчиненными.
  3. Завершение. Заполнение учетно-отчетной документации. Сбор и отправка на утилизацию медицинских отходов, заключительная уборка процедурного кабинета.

Большую часть времени медицинская сестра выполняет манипуляции, которые также можно разделить на три этапа (на примере инфузионной терапии):

  1. Подготовка. Ознакомление с назначением. Подготовка лекарственных средств, заполнение системы в кабинете. Обработка области локтевого сгиба пациента.
  2. Манипуляция. Внутривенное введение иглы, регуляция скорости вливаний. Наблюдение за состоянием пациента.
  3. Завершение. Перекрытие системы, извлечение иглы. Дезинфекция использованных материалов.

Какими знаниями должна обладать процедурная медсестра

Медицинской сестре нужно ознакомиться с основными положениями документов, регламентирующих ее работу: законами РФ и приказами Министерства здравоохранения РФ, должностной инструкцией, внутренним распорядком больницы (или поликлиники) и отделения, трудовым законодательством РФ, правилами охраны труда, техникой безопасности и пожарной безопасности.

Статья по теме: Условия аттестации процедурной медсестры на высшую категорию

Помимо этого, нужно обладать медицинскими знаниями в таких сферах, как:

  • теория сестринского дела;
  • фармакология;
  • особенности диагностики и лечения заболевания (в зависимости от отделения);
  • устройство процедурного кабинета;
  • порядок оказания неотложной помощи при различных состояниях;
  • правила использования и обработки медицинских изделий и инструментария;
  • асептика и антисептика;
  • медицинская этика;
  • профессиональное общение;
  • принципы функционирования ОМС и ДМС;
  • правила работы с отходами различной степени опасности.

Требования к квалификации медсестры процедурного кабинета

На должность процедурной медсестры может претендовать человек, имеющий соответствующее среднее специальное образование (в том числе фельдшер или акушерка). Помимо диплома, необходимо наличие сертификата по специальности «сестринское дело». Документ действует 5 лет. После завершения этого срока нужно получить новый документ на курсах повышения квалификации в организации постдипломного образования, такой как «Академия профессиональных стандартов».

Если есть диплом фельдшера или акушерки, необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «сестринское дело». Эти курсы также актуальны для медицинских сестер, которые хотят устроиться в процедурный кабинет, но сейчас имеют другую специализацию, и для тех, у кого был перерыв в профессиональной деятельности более 5 лет.

Требования к трудовому стажу не предъявляют. Его наличие не является определяющим фактором для успешного трудоустройства, в особенности для государственных медицинских учреждений. Многие работодатели набирают новичков и обучают необходимым навыкам самостоятельно.

Для успешной работы по профессии нужно знать права, функциональные и должностные обязанности процедурной медсестры. Это поможет повысить компетентность и снизить риск возникновения ошибок при выполнении своих задач.