Как работает непрерывное профессиональное медицинское образование

Содержание:

  1. Что такое НМО и зачем оно нужно?
  2. Что входит в НМО
  3. Принципы НМО
  4. Плюсы и минусы НМО
  5. Регистрация баллов в НМО
  6. Изменения в 2023 году
  7. НМО и аккредитация
  8. Обучение вне пятилетних циклов
  9. Рекомендации по обучению в рамках НМО

Чтобы квалификация сотрудников ЛПУ и аптек соответствовала быстрым темпам развития медицины и строгим требованиям к профессии, в систему здравоохранения внедрили концепцию непрерывного профессионального медицинского образования. Она кардинально отличается от прежнего повышения квалификации. Во-первых, медработники постоянно совершенствуют свои знания и навыки. Во-вторых, с применением интернет-технологий обучение стало более доступным. Что нужно знать об этих и других особенностях НМО?

Что такое НМО и зачем оно нужно?

То, что медики должны учиться в течение всей жизни, не вызывает сомнений. К непрерывному медицинскому образованию (НМО) подталкивают происходящие в медицине изменения. Каждые пять лет обновляется половина медицинских знаний. Традиционное повышение квалификации с периодическими поездками на курсы не обеспечивало необходимые темпы профессионального роста медицинских работников. К тому же руководителям ЛПУ приходилось искать временную замену отсутствующим сотрудникам. Это крайне сложно сделать в условиях тотального кадрового дефицита в здравоохранении. По этим причинам классические курсы повышения квалификации стали неактуальны, а им на смену пришла система непрерывного профессионального медицинского образования.

НМО представляет собой систематизированное, постоянное обучение медиков. Образовательный процесс повторяется не рывками раз в пять лет, а выстраивается на протяжении всей работы в ЛПУ. Такой подход позволяет:

  • поддерживать квалификацию медработников на должном уровне;
  • своевременно обучать медиков инновационным приемам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний;
  • сделать дополнительное обучение более доступным благодаря дистанционным технологиям.

Основная цель внедрения непрерывного медобразования – повысить качество медпомощи населению, гарантированное законом № 323-ФЗ.

Что входит в НМО

Система, внедряющая в медицинское сообщество непрерывное образование, подразумевает формирование пятилетних циклов с равномерным распределением учебной нагрузки. НМО включает:

  • формальное обучение по квалификационным программам с учебной нагрузкой 18–144 академчасов. Структура и содержание курсов разрабатываются по федеральным стандартам;
  • неформальное медобразование в рамках проведения семинаров, конференций и симпозиумов. Они могут быть выездными или дистанционными, предполагают живое общение с педагогами – практикующими профессионалами высокого уровня;
  • самообразование посредством участия в интерактивных модулях, предлагающих онлайн-лекции и медицинскую литературу.

Существует и особая форма дополнительного медобразования в рамках НМО – тематическое усовершенствование. Это программы, которые дают углубленные познания и навыки по узкой медицинской специальности. Обучение рассчитано на 72–100 часов образовательной нагрузки.

В НМО используется система подсчета баллов (зачетных единиц, кредитов, очков). Каждая ЗЕТ равна одному учебному часу. Система непрерывного медобразования предполагает набор 250 кредитов за пятилетний цикл обучения. Минздрав рекомендует распределять учебную нагрузку и ежегодно набирать примерно по 50 ЗЕТ в год. Эти баллы нужны для прохождения периодической аккредитации – завершающего этапа пятилетнего цикла обучения. При отсутствии необходимого количества зачетных единиц медика не допустят к квалификационной проверке.

Принципы НМО

О Концепции и принципах развития непрерывного образования медиков говорится в Приказе № 926, утвержденном Минздравом 21.11.2017. Законодательный документ определил направления внедрения и совершенствования системы НМО до 2021 года, однако Концепция актуальна и сейчас. Принципы непрерывного медобразования обеспечивают:

  • непрерывность обучения – накопление медицинскими работниками профессиональных познаний и навыков в течение ведения профдеятельности с целью повышения квалификации и должностного роста;
  • последовательность образования – практическое применение теоретических основ, совершенствование полученных навыков и повышение профкомпетенций;
  • персонификация профобразования – медработник сам выбирает направление профессионального развития и темпы образовательного процесса;
  • внедрение современных информационных способов – использование дистанционных и интернет-технологий для обеспечения доступности информации и упрощения обмена опытом между медиками;
  • формирование образовательных регламентов – планирование учебного процесса и создание системы контроля профессиональных знаний/навыков.

Система НМО напрямую связана с процессом реформирования здравоохранения. Немаловажную роль в необходимости непрерывного образования играет упрощенный контакт работающих специалистов с образовательными организациями, научно-исследовательской базой и непосредственно коллегами.

Плюсы и минусы НМО

Обязательное участие в системе непрерывного образования дает медикам ощутимые преимущества:

  • разнообразие медицинской информации – доступны узкоспециализированные тренинги и общеобразовательные программы, расширяющие профессиональный кругозор медработников;
  • индивидуальный план НМО для медсестер и врачей – медик самостоятельно определяет, какие именно знания ему необходимо приобрести, когда и в каком формате повышать свой профессиональный уровень;
  • проще поддерживать профквалификацию – благодаря дистанционному формату контакт со специалистами высокого уровня стал более доступным, что особенно важно для сельских медиков;
  • не нужно отрываться от непосредственной работы в ЛПУ – командировки на традиционные курсы повышения квалификации требовали расставания с семьей и дополнительных трат на транспорт, жилье и питание;
  • возможность одновременно повысить квалификацию по двум специальностям – некоторые программы рассчитаны на несколько медицинских специализаций, а баллы по ним засчитываются сразу в двух заявках на аккредитацию.

По сравнению с образовательными рывками раз в пять лет по прежней системе дополнительного медобразования постепенное освоение медицинских знаний позволяет поддерживать профессиональный уровень, ежегодно проходя небольшие тренинги. Однако у непрерывного медицинского образования есть существенные недостатки:

  • обучение отнимает личное время – работа по планированию собственной программы обучения и освоение тренингов проводятся в нерабочее время и не оплачиваются, как это было на прежних курсах повышения квалификации;
  • за образовательные программы надо платить – на госпортале НМО очень мало бесплатных лекций. Освоение материала требует временных затрат, а начисляется всего один – три балла. К тому же такие программы предлагают очень ограниченный выбор тем;
  • по каждой специальности нужно отдельно проходить аккредитацию – большинство курсов всё же ориентируется на определенную медицинскую специальность;
  • не всем доступен интернет-формат – это касается пожилых и, как правило, самых опытных медработников. Для использования компьютерных технологий им зачастую требуется помощь со стороны. К тому же не все медики из отдаленных населенных пунктов владеют свободным доступом к интернет-связи.

Государственные власти работают над совершенствованием НМО. Периодические корректировки количества необходимых зачетных единиц и правил прохождения аккредитации вызывают бурные обсуждения в медицинском сообществе. Так или иначе, непрерывное профобразование никуда не уйдет. Медицинским работникам просто придется дождаться, когда новая система стабилизируется.

Регистрация баллов в НМО

Чтобы составить собственный план обучения на ближайшие пять лет и контролировать зачисление баллов НМО, необходимо воспользоваться порталом непрерывного медицинского образования.

Нюансы взаимодействия с сервисом НМО:

  • для регистрации кредитов медработник нажимает опцию «Мой план» и указывает индивидуальный код полученного удостоверения напротив запланированного квалификационного тренинга;
  • после подтверждения придет уведомление об активации кода, а заработанные баллы НМО отобразятся в соответствующем подразделе.

Заметим, что зачетные единицы присваиваются только за сертифицированные в системе НМО обучающие программы. Организация, предоставляющая их, должна иметь лицензию на образовательную деятельность в рамках дополнительного профобразования медицинских работников.

Изменения в 2023 году

Минимальное количество зачетных единиц, необходимых для сдачи периодической аккредитации, регулируется на законодательном уровне. С 2023 года действует Приказ Минздрава № 709н с обновленным Положением об аккредитации. Изначально министерство планировало увеличить количество зачетных единиц до 250. Однако отсрочка аккредитации в период пандемии и возражения медицинского сообщества внесли свои коррективы. Министерство оставило прежнее количество ЗЕТ – 144 кредита.

Сама система набора баллов НМО стала более комфортной. Как и прежде, зачетные единицы можно набрать по полной программе повышения квалификации с учебной нагрузкой 144 академчаса. Остается возможность прохождения нескольких образовательных курсов. Стандартная трудоемкость таких тренингов составляет 18, 36 и 72 академчаса.

Раньше медику надо было набирать по квалификационным программам минимум 74 балла, оставшиеся очки присваивались за неформальные варианты дополнительного образования. Это было крайне неудобно, так как для набора недостающих двух кредитов медработникам приходилось тратить время и деньги еще на один тренинг. Теперь минимальная емкость квалификационной программы свободно делится на учебную нагрузку тренингов.

НМО и аккредитация

С непрерывным профессиональным медицинским образованием тесно связано понятие «периодическая аккредитация». Эта процедура пришла на смену выдаче сертификатов о повышении квалификации. Суть аккредитации заключается в контроле полученных за пятилетний образовательный цикл знаний и подтверждении квалификации медицинского сотрудника.

Для прохождения периодической аккредитации медик должен составить портфолио. Оно включает указание специальности, полученной в рамках основного образования, занимаемой должности и учебных программ НМО. К портфолио прилагается отчет о проделанной работе. В нём кратко изложены все аспекты профдеятельности аккредитуемого, анализ достигнутых результатов и способы совершенствования рабочего процесса. Если за год до повышения квалификации аккредитуемый повысил свою профкатегорию на аттестационном экзамене, составлять отчет не нужно.

Портфолио с документами об образовании отсылается в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), который проверяет правильность заполнения и достоверность изложенных в портфолио данных. Приказ № 709н отменил возможность доставки аккредитационной документации лично или с официальным представителем, оставив способ подачи через ФРМР и в крайнем случае почтовым отправлением. В электронных документах аккредитуемые допускают меньше ошибок при указании курсов НМО. Как следствие, ФАЦ реже возвращает заявки для устранения недочетов.

Оценку квалификации по предоставленному портфолио проводит ЦАК. Аккредитуемым в рамках периодической проверки квалификации не надо сдавать медицинские тесты НМО, демонстрировать практические умения, решать ситуационные задачи и проходить собеседование с экспертной группой. Все эти оценочные мероприятия проводятся только при первичной / первичной специализированной аккредитации.

При успешном прохождении аккредитации медик получает свидетельство, которое фактически позволяет продолжить меддеятельность еще пять лет. Результаты аккредитационной проверки одновременно отображаются в личном кабинете и Федеральном регистре ФРМР, к которому имеют доступ руководители ЛПУ. Поэтому медработнику не нужно брать бумажное аккредитационное свидетельство.

Обучение вне пятилетних циклов

Для плавного перехода на современное непрерывное образование медперсонала с сертификатами, полученными до 01.01.2016, Минздрав разработал схему обучения вне пятилетних циклов. Вместо постепенного освоения образовательных тренингов в течение пяти лет медики могут пройти полноценную (традиционную) программу повышения квалификации, но только в удаленном режиме. Иными словами, это 144-часовой курс, о котором говорится в приказе № 709н. Все остальные условия – регистрация на госпортале НМО, включение тренинга в «Мой план», оформление портфолио и периодическая аккредитация – остаются такими же, как и для остальных медиков.

Рекомендации по обучению в рамках НМО

При подготовке к прохождению периодической аккредитации медицинским работникам следует знать:

  • обучение медиков проводят государственные и частные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Негосударственные учебные центры предлагают более широкий выбор учебных программ и выдают удостоверения установленного образца, как и госорганизации в рамках НМО;
  • специфика выбранной учебной программы должна соответствовать уровню образования, специальности и должности аккредитуемого;
  • образовательные программы оплачиваются из федерального бюджета, по договорам из фонда ЛПУ или личных средств. В последнем случае вы можете получить налоговый вычет в размере 13 % от потраченной суммы;
  • для открытия доступа к личному кабинету НМО работодатель обязан зарегистрировать медорганизацию в Федеральном регистре ФРМО и внести данные по каждому сотруднику в ФРМР;
  • проверка аккредитационных документов и оценка портфолио занимают до 1,5 месяца. С учетом времени на сбор информации для составления отчета о профдеятельности и возможного возврата документов на доработку рекомендуем подавать заявку на аккредитацию минимум за три месяца до окончания срока предыдущего свидетельства.

У медработников создалось двоякое впечатление о непрерывном профессиональном медицинском образовании. Нередко у них возникают сложности с составлением индивидуального образовательного цикла, оформлением портфолио и регистрацией баллов НМО. «Академия профессиональных стандартов» поможет разобраться в этих вопросах. При необходимости личный куратор запланирует обучение по ускоренной индивидуальной программе. Оставьте заявку, чтобы записаться на курсы повышения квалификации с гарантированным начислением ЗЕТ.