Этапы обучения на врача

Содержание:

  1. Этап 1: получение высшего медицинского образования
  2. Этап 2: первичная аккредитация
  3. Этап 3: обучение в ординатуре и специализированная аккредитация
  4. Этап 4: повышение квалификации и периодическая аккредитация

Начиная с января 2016 года вся система медицинского образования подверглась реорганизации. Этапы обучения на врача кардинально не изменились, но трансформировалась форма выпускных экзаменов, условия допуска молодых врачей к самостоятельной медпрактике, правила повышения квалификации и вид документа, дающего право продолжать вести медицинскую деятельность после аттестации.

В этой статье мы поговорим о том, как сегодня выглядят этапы обучения на врача, и отметим, что изменилось.

Этап 1: получение высшего медицинского образования

На этом этапе обучения на врача ничего не изменилось. Сейчас, как и раньше, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно поступить в медицинский вуз, за время учебы освоить обширную образовательную программу и сдать по ней экзамены. Обучение длится шесть лет, а после его завершения молодой специалист сдает государственные экзамены и получает диплом.

Этап 2: первичная аккредитация

Ранее этого этапа не было. До реформ 2016 года молодой врач по окончании вуза получал диплом, но не имел права вести самостоятельную медпрактику. Сначала он должен был пять лет отработать интерном в больнице или поликлинике под присмотром опытного врача-наставника.

С введением понятия аккредитации Минздрав РФ упразднил интернатуру. Теперь молодой врач имеет право приступить к медицинской деятельности сразу после получения диплома и прохождения первичной аккредитации. Рассмотрим подробнее этапы аттестации и требования, которые теперь предъявляют к молодым медикам.

Этапы первичной аккредитации

Для удобства студентов медвузов Министерство здравоохранения совместило процедуру первичной аккредитации со сдачей госэкзаменов. Поэтому каждый выпускник на шестом курсе обязательно проходит два дополнительных аккредитационных испытания:

  • тестирование;
  • оценку практических навыков.

На этапе тестирования медику предлагают пройти компьютерный тест, состоящий из 60 заданий. Чтобы молодой врач получил возможность перейти к следующему этапу аккредитационных испытаний, он должен за 60 минут правильно ответить минимум на 70 % вопросов, что составляет 42 и более верно решенных задачи.

Так как тестирование компьютерное, студенты могут пройти его удаленно. Также отметим, что типовые тестовые задания и вопросы есть в свободном доступе, и будущий врач может заранее подготовиться к экзамену.

Второй этап первичной аккредитации – оценка практических навыков молодого специалиста. Чтобы справиться с испытанием, выпускник вуза должен за 50 минут правильно решить минимум три задачи из пяти предложенных. Особенность этапа оценки практических навыков состоит в том, что для постановки условий задач члены аккредитационной комиссии могут использовать реальных стандартизированных пациентов, а также объемные тренажеры, манекены и муляжи.

Все задачи из экзаменационной базы также есть в свободном доступе, что помогает молодому врачу заранее подготовиться к испытаниям. Но если всё-таки он заваливает один из этапов аккредитации, ему дают еще две попытки на пересдачу. В случае третьего незачета выпускник вуза может снова попробовать свои силы в прохождении аккредитации, но только не ранее, чем через 30 календарных дней и в соответствии с расписанием работы аккредитационной комиссии.

Кроме получения студентом отрицательной оценки при аккредитации, есть и другие причины, по которым он может не пройти испытания. Например:

  • студента заметили за нарушением дисциплины и установленного порядка проведения аттестации – было зафиксировано использование шпаргалок или попытка воспользоваться средствами мобильной связи;
  • студент не явился на аттестационное испытание.

Когда аттестация пройдена успешно

Когда аттестация пройдена, выпускник медвуза признается полноценным врачом и может сразу же приступить к самостоятельной практике в больнице или поликлинике. Минздрав РФ составил перечень должностей, которые могут занимать молодые специалисты во всех организациях здравоохранения вне зависимости от формы собственности и ведомства без необходимости обучения в ординатуре. К этим должностям относятся:

  • стоматолог;
  • терапевт;
  • педиатр;
  • врач клинической лабораторной диагностики;
  • врач функциональной диагностики;
  • эпидемиолог;
  • гигиенист;
  • статистик.

Если молодой врач желает вести меддеятельность по направлению, которое не входит в указанный перечень, ему необходимо сначала отучиться в ординатуре.

Этап 3: обучение в ординатуре и специализированная аккредитация

Что касается обучения в ординатуре, то здесь пока всё осталось, как и прежде. Хотя есть вероятность, что Минздрав РФ в ближайшее время может увеличить срок учебы в зависимости от направления. Например, если сейчас для получения узкой специализации нужно отучиться два года, то в будущем медикам, желающим работать в терапии, может понадобиться три года учебы, а специалистам хирургических специальностей – пять.

После окончания ординатуры врач должен обязательно пройти специализированную аккредитацию. Правила прохождения специализированной и первичной аккредитации для медработников с высшим образованием одинаковые. Поэтому подробно на них останавливаться не будем, а сразу перейдем к четвертому этапу – последипломному образованию.

Этап 4: повышение квалификации и периодическая аккредитация

Врач, приступивший к работе после окончания вуза или ординатуры, имеет право свободно вести меддеятельность в следующие пять лет. Но если медик не желает прерывать свою работу по специальности по истечении этого срока, он должен заранее подготовиться к периодической аккредитации, важная часть которой – постоянное повышение квалификации.

Особенности периодической аккредитации

Эта форма аккредитации сильно отличается от первичной, поэтому остановимся на ней подробнее. Процедура состоит из двух этапов:

  • оценки портфолио;
  • тестирования.

Так как этап тестирования мы уже подробно рассмотрели, остановимся на правилах создания и ведения портфолио.

Для создания и ведения портфолио врач должен завести личный кабинет в электронной системе НМО на сайте Министерства здравоохранения, а затем загрузить туда копию диплома о медицинском образовании. После этого сервис автоматически начнет предлагать медику курсы повышения квалификации, которые он может пройти, чтобы получить баллы. Сведения о пройденных курсах и набранных баллах будут автоматически добавляться в портфолио. По истечении пяти лет и к моменту приближения срока очередной периодической аккредитации специалист должен будет распечатать сформированное системой портфолио, подписать его у руководителя по месту работы и представить на оценку аттестационной комиссии.

Помимо информации о пройденном обучении, портфолио может содержать сведения о фактах профессиональной гордости врача, например, перечень написанных им научных работ, публикаций в медицинских изданиях и т. д. Наличие этих данных влияет на оценку портфолио членами комиссии. Максимальный балл, который может получить медик за правильно заполненный документ, – пять.

Правила сбора баллов НМО для портфолио

Теперь разберемся, что такое баллы НМО, для чего они нужны и как они привязаны к портфолио. Баллы НМО, или, по-другому, ЗЕТ (зачетные единицы), кредиты, очки, – это условная единица, отражающая количество академических часов, которые медик обязан за пять лет работы уделить повышению своей квалификации.

Чтобы врач получил возможность успешно пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности в последующие пять лет, он должен представить комиссии портфолио, в котором будет указано, что он потратил на повышение своей квалификации не менее 250 академических часов. Причем 180 часов медспециалист должен посвятить изучению различных крупных очных и заочных образовательных циклов по своей специализации, а 70 часов – работе с материалами в рамках небольших мастер-классов, вебинаров, конференций и других интерактивных мероприятий.

Чтобы облегчить врачу планирование графика обучения, Минздрав РФ рекомендует разбить 250 часов на пять частей и ежегодно уделять самообразованию по 50 часов. Обмануть аккредитационную комиссию о количестве и составе пройденных курсов не получится: Министерство здравоохранения предусмотрело автоматический электронный учет посещения образовательных мероприятий и подсчет баллов через личный кабинет на сайте НМО. Например, чтобы гинекологу набрать рекомендованные 50 баллов, он должен авторизоваться в личном кабинете сервиса, в разделе «Мои циклы» выбрать интересующие его курсы по акушерству и гинекологии и записаться на них через систему. После посещения мероприятия там же нужно ввести специальный код участника, который и станет предпосылкой для начисления баллов.

Теперь врач должен быть особенно внимательным при выборе учебных программ для повышения квалификации, так как далеко не все тренинги и курсы, представленные на рынке образовательных услуг, включены в систему НМО и лицензированы. А это значит, что за прохождение таких программ медик не получит баллы. Если он не соберет 250 очков к моменту аккредитации, то не получит разрешение на дальнейшую медпрактику.

Все образовательные курсы «Академии профессиональных стандартов» включены в базу НМО. Поэтому после изучения наших программ врач гарантированно получит баллы для своего портфолио и приблизится к успешному прохождению аккредитации.

Итак, мы подробно рассмотрели этапы обучения на врача, начиная с получения образования в медицинском вузе и заканчивая последипломным образованием. Все эти нюансы должен знать каждый медик и человек, который в будущем желает связать свою профессиональную деятельность с медициной.