Аккредитация руководителя медорганизации

Аккредитация руководителя – обязательная процедура, позволяющая установить соответствие специалиста занимаемой им должности. Согласно новым требованиям Министерства здравоохранения, медперсонал высшего звена теперь тоже каждые пять лет должен подтверждать свою деятельность. В случае отсутствия соответствующего образования и аккредитации руководитель может быть отстранен от работы.

Содержание:

  1. Требования Минздрава
  2. Особенности аккредитации главных врачей и заведующих
  3. Как проходит аккредитация руководителя медицинской организации в 2023 году
  4. Преимущества обучения в Академии профессиональных стандартов

Требования Минздрава

С 1 января 2023 года главным документом, регламентирующим аккредитацию, выступает Приказ Минздрава от 01.12.2022 № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Его действие продлено до 31 декабря 2028 года.

Одно из значимых изменений – аккредитация стала обязательна для всего медицинского персонала вне зависимости от полученного образования, в том числе и для руководящих должностей – главврачей, главной медицинской сестры, заведующих отделениями.

Нововведение коснулось и способа отправки заявлений. Подачу документов теперь можно выполнить только через личный кабинет. Если при наличии регистрации в ФРМР документы будут направлены почтой, то комиссия откажет в рассмотрении, и всё придется делать заново. Но при отсутствии данных медработника в реестре допускается отправление в ФАЦ заказным письмом.

Согласно новым правилам Минздрава, специалистам, которым не так давно была присвоена квалификационная категория, нет необходимости прикладывать отчет к заявлению. Но прохождение аттестации обязательно должно быть подтверждено выпиской из приказа, составленной в соответствии с требованиями.

Кроме того, руководителям частных клиник и государственных медучреждений предоставляется право выбора – согласовывать отчет в вышестоящей инстанции либо представлять неподписанный документ. При этом заведующему отделением и иным специалистам высшего звена к заявлению на аккредитацию необходимо приложить отчет, подписанный его непосредственным руководителем, то есть главврачом.

Особенности аккредитации главных врачей и заведующих

Порядок прохождения регулируется Приказом Министерства здравоохранения от 01.12.2022 № 709н. Этапы аккредитации главных врачей, а также главной медсестры и заведующих ничем не отличаются от аналогичной процедуры у медперсонала среднего и низшего звена.

Как проходит аккредитация руководителя медицинской организации в 2023 году

Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Начинать подготовку к процессу желательно за полгода, поскольку на принятие комиссией решения может потребоваться не один месяц.

Обучение

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы пройти курсы по повышению квалификации. Ведь после окончания срока действия предыдущего свидетельства заканчивается и право занимать соответствующую должность. Только после курсов открывается доступ на подачу документов.

В измененном приказе указано, что обучающая программа должна составлять 144 часа. Ее можно освоить сразу или в несколько этапов. Например, пройти два курса, каждый из которых будет составлять по 72 часа, или 4 различные программы по 36 часов.

Также можно обучиться на базе НМО, но чтобы в сумме получилось 144 ЗЕТ. Из них 72 балла должны быть получены при повышении квалификации, остальные – в процессе любой активности, например за счет интерактивных модулей, вебинаров или иных мероприятий.

Главное условие – это выполнение указанных в приказе требований и получение свидетельства или удостоверения, которые подтвердят прохождение обучения.

Необходимые документы

Периодическая аккредитация главных медицинских сестер, главного врача, зав. отделением подразумевает под собой лишь проверку документов на соответствие. Проверке по большей части подлежат портфолио или информация об имеющемся образовании (касается сотрудников с категорией).

Соответственно, главное, что требуется от аккредитуемых, – правильно заполнить и собрать всю необходимую документацию.

Если документы будут отправляться почтой в ФАЦ, нужно позаботиться о том, чтобы подготовить пакет бумаг:

  • заявление на предоставление права прохождения аккредитации;
  • ксерокопии СНИЛС, документов об образовании, паспорта (если была смена фамилии, это нужно подтвердить соответствующим документом);
  • копию сертификата или документа о предыдущей аккредитации, трудовой книжки;
  • портфолио, заполненное в соответствии с утвержденной приказом формой.

Шаблоны заявлений, портфолио, образцы заполнения можно посмотреть и скачать на сайте Минздрава. Важно помнить, что с 1 января 2023 года все шаблоны изменились, поэтому прежде чем ими пользоваться, нужно удостовериться в их обновлении.

В случае если документация подается через сайт, потребуются:

  • данные СНИЛС;
  • заявление. Заполняется в ЛК (необходимо внести свои данные, а также информацию по истекающему сертификату или аккредитации, пройденной до этого);
  • портфолио. Также составляется на сайте.

В случае изменения фамилии указывается соответствующий документ.

При присвоении руководителям квалификационной категории список документов становится значительно меньше:

  • при подаче заявления через личный кабинет – копия свидетельства, которое подтверждает присвоение категории. Остальное будет сформировано системой в автоматическом режиме. Достаточно внести недостающие сведения;
  • при отправке через почтовое отделение:
  • СНИЛС;
  • портфолио и заявление;
  • копия паспорта, выписки о присвоении категории, документа о повышении квалификации за предыдущие пять лет.

В любом случае заявление на аккредитацию деятельности руководства, заведующих и главных медсестер проще подавать в электронном виде.

Если ФАЦ отказывает в рассмотрении заявки, он направляет ответное письмо, в котором указывает причины. Повторно можно будет подать документы только после исправления указанных комиссией ошибок.

Портфолио специалиста

Его необходимо заполнять также по утвержденному образцу. В начале нужно внести свои данные, СНИЛС, наименование медицинского учреждения, в котором ведется профессиональная деятельность.

Далее будет две таблицы. В первую заносят сведения обо всех пройденных курсах (они также есть в заявлении и подтверждены соответствующими документами).

Во второй будет информация о вебинарах, конференциях и других мероприятиях, за прослушивание которых присваивались баллы. В эту таблицу вносятся только те курсы, за которые получены баллы, но не было выдано удостоверение установленного образца.

Чтобы заполнение второй таблицы прошло быстрее, достаточно из личного кабинета НМО выгрузить необходимую информацию за отчетный период. Перед внесением ее в портфолио нужно предварительно всё сверить с шаблоном. Пустых столбцов быть не должно.

Когда портфолио будет составлено, его обязательно согласовывают с руководителем. Нужно внести Ф. И. О. начальника и наименование медучреждения.

К портфолио необходимо приложить отчет о профдеятельности за пять предыдущих лет, но это касается только тех, у кого нет соответствующей категории.

В отчете должно быть указано следующее:

  • данные специалиста и СНИЛС;
  • период, за который представляется отчет;
  • место работы, структурное подразделение;
  • опыт за отчетный период;
  • выполняемые функции и предположения о дальнейшем совершенствовании своих навыков.

Чтобы при заполнении нигде не допустить ошибок, желательно воспользоваться шаблоном, утвержденным соответствующим приказом Министерства здравоохранения.

В разделе «Описание выполняемой работы» не требуется ничего придумывать. Нужно только открыть профстандарт по своей специализации и выписать касающиеся ее трудовые функции – всё четко и по делу.

Затем отчет нужно согласовать с вышестоящим начальством.

Руководители частных и государственных учреждений могут отправлять несогласованный отчет. А вот отчетная работа на аккредитацию главной медсестры или заведующего отделением заверяются подписью и печатью главного врача этого медицинского учреждения.

Бывает так, что в согласовании отчета могут отказать. В таком случае руководитель должен предоставить в письменном виде отказ с указанием основания. Причины могут быть разные:

  • работа сотрудника некоторое время в другой организации;
  • работником выполнялась разная деятельность;
  • начальник выразил несогласие с профессиональными характеристиками.

Если получен отказ, зав. отделением или старшая медсестра имеют право подать документы, просто они направляются в ФАЦ в несогласованном виде. Аккредитацию в этой ситуации они будут проходить в НКО или региональной подкомиссии. На рассмотрение отводится две недели, на оценку портфолио также предоставляется 15 дней.

Протоколы с заседаний хранятся шесть лет, поэтому при необходимости их можно в любой момент посмотреть или скачать на сайте комиссии.

Заявление на аккредитацию

Для его составления есть образец, который был разработан согласно Приказу от 01.12.2022 № 709н. Другие шаблоны не рассматриваются и не принимаются. Для заполнения достаточно скачать его и внести всю запрашиваемую информацию.

В графе «При наличии» указывать нужно только актуальные сведения. Например, если не была пройдена профессиональная переподготовка, эта графа не заполняется.

Также нужно обратить внимание на седьмой пункт «Копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации за отчетный период». В нее необходимо внести данные удостоверений, которые были получены по окончании курсов. Обязательно указывается:

  • номер и серия;
  • дата, когда оно было выдано;
  • период прохождения обучения;
  • наименование компании, выдавшей документы.

При заполнении любого бланка нужно быть максимально внимательным. В большинстве случаев в приеме документации отказывают именно из-за ошибок, допущенных во время заполнения. Неправильно указанная специализация, отсутствие подписи или печати могут стать причиной обратной отправки заявления.

Готовить и отправлять документы на аккредитацию деятельности руководителей, так же как медицинского персонала среднего и низшего звена, необходимо примерно за четыре месяца до завершения срока действия сертификата действующей аккредитации.

Преимущества обучения в Академии профессиональных стандартов

Благодаря обучающей программе Академии можно получить новую специальность, усовершенствовать уже имеющиеся навыки, а также заработать дополнительные баллы НМО, которые понадобятся для прохождения аккредитации.

Наши ученики проходят курсы без отрыва от работы в удобное для них время – теория предоставляется в дистанционном формате, а практическая часть проводится в симуляционных центрах. Специалисты Академии оказывают круглосуточную поддержку и грамотно консультируют по всем возникающим вопросам. В рамках образовательной деятельности мы применяем только современные технологии. По окончании любого обучения выдаем соответствующий документ установленного образца, информация о котором заносится в реестр.

Аккредитация руководителей, как и других сотрудников медицинского учреждения, – обязательная процедура, которую нужно проходить каждые пять лет. Процесс небыстрый, и готовиться к нему необходимо заранее. Главное – внимательно изучить все требования, утвержденные новым приказом, который вступил в силу с 1 января 2023 года, и ответственно подойти к заполнению документов.